Разделы
X
Разделы на Главной
X
Лучшие 10 статей
X
Лучшие 10 упражнений
X
Алфавитный указатель - Словарь Йоги
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Э | Ю | Я

Словарь Йоги, литера "Д"

Словарь йоги (40/700)

Дама

Умиротворение тела, или, скорее, его десяти органов действия и восприятия (индрийя, см.), с тем чтобы они пребывали в молчании и покое до тех пор, пока их функции не потребуются. Одно из шести достижений (см. Шатсампатти).

Данхак Йога

Данхак (Корейская Йога) включает в себя комплекс физических, дыхательных и медитативных упражнений, близких к китайскому искусству цигун и йоге. Система Данхак Йоги направлена на поиск и разработку методов, способных помочь каждому человеку без особого труда обнаружить скрытые в нем природные механизмы самоисцеления. Как гимнастика, она помогает, снять усталость, исправить осанку, снять стресс.

Данхак Йога использует следующие практики:

Система Данхак – это динамические основанные на координации движения с особым ритмом дыхания, позволяющие улучшить циркуляцию энергии в организме. Эту систему называют меридианной гимнастикой. Она укрепляет внутренние органы, мышцы, нервную, сосудистую и иммунную систему. Восстанавливает симметрию позвоночника, исправляет осанку. Очищает и активизирует систему меридианов.

Система Чигам – это практика концентрации на энергии помещенной между ладонями. Целью данной практики является ментальное и эмоциональное очищение организма.

Система Хангон – это серия статических упражнений с глубоким дыханием, которые способствуют накоплению энергии. Это поэтапная система с прогрессирующей нагрузкой на тело человека. Она улучшает координацию разума и тела, повышает эффективность самоисцеления.

Практика медитативного дыхания Тан-Джон, которая обеспечивает связь между телом и разумом человека. Осознание такой связи дает доступ к энергии жизненной силы и укрепляет иммунную систему.

Система Ункисимгон – это сочетание плавных движений, дающих способность осознанно концертировать энергию на определенных участках тела. Увеличивает способность организма точечно исцелять и укреплять определенные области организма.

Даосизм

Древнее направление в китайской медицине и философии, насчитывающее 5000 – 8000 лет. Он является матерью акупунктуры и оказал влияние современных терапий, таких, как точечный массаж, рольфинг и другие. Дао было изложено как «закон природы» или «порядок природы», постоянно сменяющийся цикл времен года», «искусство», «метод», «энергия» и «путь движения».

Целительное Дао – это система для лечения и предупреждения болезней, стрессов и для улучшения всех аспектов жизни. Ее ключевой концепцией является увеличение жизненной энергии, или Ци, при помощи простых техник и физических упражнений. Эта энергия жизненной силы затем проходит через акупунктурные меридианы тела и превращаются в здоровье, жизненность, в сбалансированные эмоции, в творческие и духовные способности.

Эта практическая система доступна каждому. Целительное Дао является современным выражением многовековых Даосских практик. Большинство из этих техник были раньше известны только небольшой группе мастеров Дао и их ближайшим ученикам.

Целительное Дао не является религией, несмотря на духовность, которая находится в ее основе. Эта система совместима со всеми религиями, а так же с агностицизмом и атеизмом. В ней нет ритуалов, которые необходимо выполнять, и гуру, которому нужно подчиняться. Мастер и Учитель высоко почитаются, но не обожествляются.

Даршана

Обладать даршаной означает обладать видением. Видеть цветок, дерево, людей вокруг есть великое благословение, ибо цветок, дерево и люди существуют для нас, и мы способны впитывать их способности наравне со своими собственными достижениями. В йоге драгоценной считается даршана гуру. Несмотря на то, что ученик может видеть только то, что он способен видеть, его состояние уважения и истинного благоговения ко всему вокруг есть упражнение для его способностей, обеспечивающее их развитие, и по мере своего роста он начинает видеть все больше богоподобности в своем учителе, и обращать все меньше внимания на его человекоподобность.

В этом, однако, не должно быть скрытых мотивов; это развитие происходит только путем того счастья, которое приносит видение; обладающие им в высокой степени становятся риши (провидцами).

Понятие даршаны с ходом времени стало означать точку зрения, а затем — философскую систему. Существует шесть великих даршан древней Индии: вайшешика (анализ Вселенной), ньяя (законы и принципы логики), санкхья (классификация Вселенной), йога (практика единения), миманса (законы традиционной религии) и веданта (знание Бога).

Двайта

Дуализм, дуальность; первый результат неверного знания (авидья), или власти иллюзии (майя). См. также Адвайта.

Две Формы Самадхи

Они называются сампраджнята и асампраджнята. Первая предполагает познание в смысле присутствия объекта, или предмета умственного внимания, но во второй не участвует ничто объективное.

Сампраджнята разделяется на два типа: первый связан с распознаванием, проверкой (витарка), или освидетельствованием. Это происходит, когда произнесено слово, и возникает желание понять его значение и объект, или понятие, ему соответствующее. После размышления о слове и его значении в разуме вдруг наступает проявление знания, и человек восклицает: "Да, теперь я понимаю, это означает то-то." Следует отметить, что в начале этого процесса нечто просто подвергается рассмотрению (как, например, когда человек выбирает для медитации тему из какой-либо книги, к примеру, из "Бхагавад-Гиты"); это первичное состояние есть ментальный тамас, оно подобно темной комнате или неосвещенному объекту. Затем начинается процесс рассмотрения, вопросов; этот процесс представляет собой ментальный раджас. Затем приходит понимание — и с ним прекращается рассмотрение, — которое является ментальной саттвой.

Это последнее состояние называется непроверочным (нирвитарка) и представляет собой самадхи, обладающее зерном (нирбиджа); это означает, что самадхи завершается там же, где началось, но с определенным просветлением разума по отношению к объекту или предмету рассмотрения, над которым работал разум (манас), и с определенным очищением или исправлением образа этого объекта в уме (читта), который получал все результаты этой работы и сохранял их в системе привычек (читта-санскара).

Второй тип сампраджняты связан с исследованием нового (вичара) и имеет более тонкое содержание. Когда принято решение о том, что собой представляет объект, и разум смолкает, возможно достижение самадхи на этом объекте. Затем, или в другой раз, по отношению к объекту может возникнуть другая, исследовательская форма запроса (вичара). Она относится к тому, что называют тонкой (сукшма) природой объекта.

"Тонкая" не означает здесь "тонкости" в материальном смысле, как тонкая нить уже толстой, или электрон меньше атома водорода; это соответствует субъективной значимости — тому, что данный объект означает для эмоций, для интеллекта (его класс, сходства и подобия с другими и т.п.); каково его место в причинно-следственных связях; и наконец, каково его значение для характера и воли субъективного Я, или полного разума, включающего мышление, ощущения и волеизъявление. Однако такой умственный процесс неизбежно остановится перед неопределимым (алинга), так как это процесс размышления о чем-либо, оперирующий только определяемыми понятиями.

И вновь, по окончании исследования, или рассуждения появляется свет, и человек говорит себе: "Теперь я понимаю." Созерцание этого понимания есть нераспознающее (нирвичара) самадхи, и в нем заключается высший свет, которого способен достичь разум в материальном мире. Вначале, когда он связан с прочитанными или услышанными идеями, он обладает свойством тамаса; затем, в процессе размышления, он переходит к свойству раджаса; однако стадия нирвичара в созерцании относится к саттве. Вновь, однако, такое созерцание обладает зерном (сабиджа), так как возвращает разум назад к объекту, от которого он отталкивался.

Вторая форма созерцания, или самадхи — асампраджнята — также является умственным процессом, однако она представляет собой обращение к тому, что пребывает вне объективности, как грубой, так и тонкой. В данном случае это встреча с неопределяемым, которое есть не что иное, как подлинное Я, пуруша.

Следует отметить, что когда процесс нирвичара сампраджнята самадхи полностью завершен, он оставляет после себя соответствующий шаблон состояния, или склонность (санскара), которая в определенном смысле преобладает над прежними основными наклонностями. Асампраджнята самадхи тоже устанавливает своего рода шаблон состояния разума — привычку внимательности к неопределяемому, — который превозмогает все более ранние наклонности и устанавливает основную тенденцию именно к этой форме самадхи, что с каждым разом облегчает ее. Все это ведет к новому восприятию (вивека) и далее к независимости (кайвалья), что отмечается в разуме не только знанием, но и неизъяснимой радостью (ананда), которая, впрочем, представляет собой знание самого себя, осознание самого сознания. См. также Препятствия Самадхи; Самадхи; Созерцание.

Двеша

Неприятие, отвращение. Это эмоциональное ощущение возникает на основе воспоминаний о страданиях и боли, связанных с какой-либо мыслью или объектом. См. также Кама; Рага.

Движение

Пространство, время и движение являются тремя фактами существования, которые принимает во внимание каждый йог. Он находит для медитации место (пространство), которое должно быть небольшим, уединенным и тихим, свободным от влажности, насекомых и ветра. Многие люди, которые в повседневной жизни вовлечены в постоянную трудовую жизнь, имеют в своих домах специальные комнаты, предназначенные только для этой цели. Далее, для медитации необходимо выделить время, и оно расходуется на каждое действие разума, на каждый логический процесс.

Материальные объекты обладают "пространственностью", то есть протяжены в пространстве; подобно этому умственная деятельность протяжена во времени. Третим фактом является движение, или изменение, которое происходит как в мире, так и в разуме вследствие активности сил пространства и времени. Видимое движение, таким образом, является результатом взаимодействия двух сил, сталкивающихся под определенным углом и приходящих к такому равновесию, что их равнодействующая совершает круговое движение — форма, очень распространенная в Природе. То, что представляется круговоротом, однако, не является им в полной мере, так как всегда существует разница, пусть даже незначительная, между двумя положениями объекта в последовательных фазах; таким образом, движение скорее имеет спиральную, чем круговую природу. См. также Раджас.

Девадатта

Один из младших вайю (см.), жизненных ветров

Девы

Божественные создания, высшие существа, обитающие в Запредельности. Хотя единственная подлинная Божественная Сущность, Брахман, не обладает никакими свойствами и качествами проявленного мира, ни в сознательной и духовной, ни в материальной сферах Природы, йоги иногда предпочитают думать о Божественной причинности в терминах таких высших существ, например как о трех девах, известных под именами Шива, Вишну и Брахма. Это допускается в целях практики концентрации и медитации. Было бы ошибкой считать подобное существо действительно существующей и активной сущностью реального мира. Природные духи и психичные сущности, чья форма поддерживается человеческими мыслями и посвященными им святилищами, конечно, не являются девами, ибо очень далеки от Божественности, поэтому поклонение и обожание их является серьезным препятствием на пути практики йоги.

Деха

Дехи означает "обладающий телом", подобно тому, как йог, йоги означает в определенном смысле и в какой-либо степени обладающего йогой. Дехи не означает "обитающий в теле", как это понятие иногда переводят, ибо обладание представляет собой гораздо большую власть, чем простое присутствие, если только мы не воспринимаем живущего в доме тела как того, кто знает его и способен управлять всеми удобствами этого здания; ибо этот обитатель обладает телом, построенным им самим, и он в состоянии вносить в него изменения. Тело является инструментом человека, предназначенным для жизни во внешнем, или объективном мире, тогда как дом обычно понимается как укрытие, в котором можно отдохнуть в одиночестве и покое, поэтому тело можно скорее уподобить переносному чемоданчику ремонтника, наполненному всеми необходимыми для работы инструментами; и поскольку занятиями человека во внешнем мире являются исправление, переоборудование и усовершенствование его джати, которое представляет собой результат его прошлой кармы, то последнее сравнение представляется вполне удачным.

Джайны

Последователи джайнизма, одной из мировых религий, основанной Махавирой. Человек становится победителем – «джиной» (по терминологии джайнов), когда силы органов чувств (способность глаз видеть, ушей – слышать, ума – думать), черпаемые из божественного источника, находятся под общим контролем, то есть когда человек управляет чувствами.

Джапа

Джапа не есть медитация; оно представляет собой повторение эмоции или идеи, подкрепленное словом (речитативом), направленное на подавление нежелательного ощущения или мысли, установление вместо него новой привычки. Во время неприятностей многие люди повторяют: "Рам, Рам..."; у некоторых это связано с надеждой, что им может помочь Рама, рассматриваемый как проявленное божество, однако основной смысл заключается в напоминании о том, что это божество управляет всей Вселенной с позиции добра, поэтому человек может не беспокоиться о своих несчастьях. При выполнении джапа слова могут проговариваться вслух, шепотом или просто в уме; последний способ считается самым лучшим и наиболее эффективным.

Патанджали придерживается той позиции, что при появлении дурных мыслей необходимо размышлять на противоположные им темы, и определяет это как отторжение, отражение страданий и ошибок, которые из них следуют. Это не есть повторение, а повторение не есть медитация, но он рекомендует повторение в единственном случае, а именно повторение слова "медитация", указывая, однако, что оно должно проводиться с устремлением к его значению и только тогда принесет успех.

Джапа Йога

Джапа Йога — это духовная практика в индуизме, основанная на медитативном повторении мантр или имен Бога. Джапа считается легким путем богопознания. Это связано с тем, что она не требует физических нагрузок, как другие виды йоги.

Обряд повторения молитв в различных формах существует в большинстве мировых религий. Но дхармические религии придают ей особенно большое значение. В Христианстве аналогом джапа-медитации можно назвать молитвенные практики, которые заключаются в повторении молитв с использованием чёток.

При этом человек может находиться в позиции для медитации или просто заниматься своими делами, стоять или ходить. Самым важным при этом является то, что он должен обязательно сосредоточиться на звуках мантры. Возможно использование джапы и в качестве части формального обряда поклонения с группой лиц.

Джати

Положение кого-либо в материальном мире; его текущее окружение, включая семью, социальное и экономическое положение, и так далее. Каждая отдельная область действий каждого человека обычно невелика и в значительной степени определенна См. также Упадхи.

Джива, Дживатма

Живое существо. Единица жизни. Это ядро нашего существа, пребывающее вне тела и разума, — наше подлинное Я, наше чистое сознание. Одно из лучших сравнений для представления отношений индивидуального и Божественного — "искра и пламя". Искра обладает и свойстом искры, и свойствами всего пламени; размышлять или медитировать об этой "пламенности искры" означает заниматься высшей йогой. В обычной речи слово джива обычно используется для различения живого существа от всех форм неодушевленных, безжизненных (джада), или мертвых объектов.

Дживанмукти

Состояние существа, освобожденного, но все еще воплощенного в теле. Это состояние человека, который никогда в сознательном состоянии не теряет видение атмы. В то время, как обычный человек осознает себя как разум, заключенный в теле, дживанмукта (достигший дживанмукти) осознает себя как атму, заключенную в разуме. Это совсем не то же, что размышление об атме. Это мышление, однако, является основой для интуиции атмы, и ни в чем другом не заключается больше истины, чем в указании на то, что когда на человека снисходит эта интуиция, он не должен удовлетворяться самим проявлением интуиции, но должен стремиться подняться к ее источнику.

Джняна Йога

Джняна Йога - это путь знания, но знания не интеллектуального, а интуитивного (т.е. озарения), так как истину невозможно постигнуть с помощью интеллекта.

Практикующий Джняна Йогой медитирует над вопросами о сути бытия и своей подлинной природе. Существуют различные методы, но все они базируются на преодолении идентификации с телом и умом. Пожалуй, самый известный метод – нети-нети, что в переводе означает не то, не это. Его суть состоит в том, что осознавая то, чем он не является, йогин продвигается к осознанию того, чем он является на самом деле. Последовательно йогин задает себе вопросы: Я – это тело?, Я – это эмоции?, Я – это прана?, Я – это сознание? и делает выводы, что он – это нечто большее.

Другой распространенной практикой является постоянное наблюдение за собой, т.е. практика отстраненного внутреннего свидетеля, осознание всех своих действий и мыслей. Для успеха в практике необходимы усилия, сосредоточение и полная поглощенность исследованием. Практика Джняна Йоги – это не только медитация в определенные для этого часы, а поиск двадцать четыре часа в сутки. Это путь исследователя, полностью поглощенного своим вопросом.

Для следования пути Джняна Йоги необходим спокойный и сосредоточенный ум, поэтому рекомендуется сначала практиковать другие виды йоги.

Джнятри, Джняна, Джнейя

"Познающий, Познание, Познанное". На определенной ступени развития в практике джняна-йоги человек осознает, что познающий, познание и познанное представляют собой единую сущность, а не три различных. Легко возразить, что в процессе осознания единого Брахмана, или атмы, для которых отсутствует что-либо "другое", подобное понимание есть именно то, что должно произойти; однако справедливость той же истины обнаруживается и в разуме, когда самонаблюдение показывает, что познание есть познающий, то есть вне самого познания нет никакой сущности, которая совершает акт познавания; познанное также есть познающий, ввиду того, что познанное есть вся карма, передовая позиция и проявление познающего — художник, глядя на свою картину, видит в ней самого себя, ибо его творчество, как зеркало, рассказывает ему о нем самом. Таким образом, в результате видно, что существует только познание, познание и познание. См. также Основы Знания.

Дзен

Система молчания разума, используемая для достижения полной свободы от привязанностей к объективному миру. Термин "дзен" является видоизменением санскритского слова "дхьяна" (медитация), которое в Китае стало звучать "чань", а в Японии — "джэнь". В основном, эта система базируется на трех методах остановки потока мыслей: состоянии "стены" (см.), мондо (см.) и коанах (см.), которые приводят к опыту прямого восприятия (интуиции), называемого сатори.

Медитацию в системе дзен можно описать как "наблюдение без желания", и ее вершина достигается при проявлении непосредственного восприятия и остановке процессов мышления. Это означает барьер для мыслей и открытый путь для сознания. Принципиально в этом представлении нет отличий от классического индийского подхода, согласно которому при исчезновении желаний, направленных вовне, в человеке загорается внутреннее видение разума.

Добро, Истина и Красота

Три идеала Греции, сформулированные как внешние первоосновы общества, цивилизации. Истина является честностью мышления и проявляется в науке; Добро есть любовь, заключающаяся в добрососедстве, дружбе, филантропии и религии; Красота проявляется в совершенстве действий, сочетаемых с твердостью воли. Правда обеспечивает нашу близкую связь с вещами, любовь — с людьми, воля — с телом и его способностями. В человеческой жизни эти три добродетели указывают на присутствие внутреннего Я.

Доверие

Доверие, уверенность; добродетель, ведущая к поиску и обретению нового, приходящего с практикой йоги. Вместе с энергичностью (вирья), памятью (смрити), практиками созерцания (самадхи) и познания (праджня), которые придают энергию уверенности (шраддха) и вдохновляют ее, она утверждается как один из лучших путей к высшему созерцанию. Уверенность, однако, является не простым убеждением, но возникает на почве постоянно повторяющихся и совершенствующихся проб и успехов. Она включает в себя принципы веры в самого себя и в методики йоги. Доверие предохраняет йога от привязанности к объективным и субъективным целям и от страха, который сопровождает движение к таким целям. См. Шраддха; Вера в Себя и Вера в Бога.

Доши

Три главных биологических начала тела - вата, питта и капха. Они определяют конституцию каждого индивидуума и поддерживают целостность тела. Доши управляют реакциями индивидуума на внутренние и внешние изменения. Будучи выведены из равновесия, вызывают нарушения, ведущие к заболеванию.

Дравья, Гуна, Карма

Объект, Качество, Действие: все состоит из этих трех проявлений. Это не означает, что объект обладает свойствами и действиями, ибо качества и действия сами по себе объекты; на самом деле, эти три проявления неразделимы, и должны представать таковыми в наших мыслях и мнениях о том или ином явлении. Все обладает воздействием на свое окружение; так железо воздействует на кислоту, хотя многие настаивают на том, что только кислота воздействует на железо.

Поэтому действие и противодействие являются фундаментальными по своей природе явлениями, и существующая статичная объективность совсем не является их основой. Все действует сообразно своему собственному естеству; если брошенный человеком камень разбил лампу, то кто разбил ее, камень или человек? Сочетание обоих. Камень, будучи камнем, и человек, будучи человеком, оба свободны быть тем, что они есть. Йога требует от нашего мышления подобного реализма, но не упорной привязанности к старым косным идеям.

Драшта, Драштри

Смотрящий, глядящий, наблюдающий. Человек, который должен прийти к пониманию подлинной своей природы (сварупа), преодолеть свое заблуждение, заключающееся в том, что он считает себя чем-то иным. Драшта есть чистое сознание, ничего, кроме сознания, то подлинное существо, которым каждый из нас является (пуруша, см.).

Дрик

То, что видит и наблюдает со стороны проявленный мир, включая его объективную и субъективную стороны; таким образом, представляет собой Брахмана (см.), или атму (см.).

Дришти

У каждой асаны в Аштанга Йоге существует точка, на которую направлен взгляд, и на которой нужно фокусировать внимание. Существует девять таких точек, или дришти, каждая из которых предназначена для того, чтобы обращать взгляд внутрь себя.

    Вот эти точки:
  • насаграи (кончик носа);
  • ангушта ма дьяи (большие пальцы рук);
  • наби чакра (пупок);
  • урдхва (взгляд направлен в небо);
  • хастаграи (ладонь);
  • падхайораграи (пальцы ног);
  • парсва (взгляд направлен как можно дальше налево);
  • парсва (взгляд направлен как можно дальше направо).

С помощью метода, предлагаемого дришти, ум концентрируется и сосредоточивается, и внимание направляется внутрь себя. Это приводит к развитию сосредоточенности (дхаране) и медитации (дхьяне) — шестой и седьмой ветвям аштанги.

Дришья

Буквально: "видимое, наблюдаемое". Полная проявленность, весь проявленный мир, включая его объективную и субъективную части. Противопоставляется дрик (см.), видящему, наблюдающему.

Дурга

Дурга ("труднодоступная"), в индуистской мифологии одна из грозных ипостасей Деви или Парвати, супруги Шивы, которая выступала богиней-воительницей, защитницей богов и мирового порядка от демонов. Один из главных ее подвигов — уничтожение в кровавом поединке демона-буйвола Махиши, изгнавшего богов с небес на землю.

Богиню обычно изображали десятирукой, восседающей на льве или тигре, с оружием и атрибутами разных богов: с трезубцем Шивы, диском Вишну, луком Ваю, копьем Агни, палицей Индры, петлей Варуны. Жила Дурга в горах, в обществе восьми помощниц-богинь, доедающих остатки ее кровавой трапезы.

Культ Дурги, распространившийся в средние века по всей Индии, вобрал в себя культы нескольких местных богинь: Коттравей и Эламмы на дравидском юге, бенгальской богини оспы Шиталлы и т.п.

Духкха

Страдание. В системе раджа-йоги говорится, что страдание причиняется объединением сознания с тем, что оно рассматривает. В ней также подчеркивается, что доля страдания присутствует в каждом подобном объединении. Избавление, однако, заключается не в разрыве такой связи, а путем достижения внутреннего знания, укрепления и направленности, то есть практикой восьми аспектов йоги (анга, см.). Большая часть страданий приходит согласно закону кармы (см.), в связи с чем объясняется, что вред, возвращающийся к нам из-за неверных поступков в прошлом, может быть прекращен добрыми делами в настоящем.

Душа

Другое понятие для обозначения разума, которое обычно употребляют в смысле полного разума, включающего силу воли, любовь и мышление. Так также называют внутреннее, или высшее Я, сохраняющееся во всех воплощениях в процессе перерождений. Душа противопоставляется телу, которое в полном смысле является совокупностью привычек, инстинктивных действий и эмоций и склонностей низшего ума.

Дхананджайя

Один из младших вайю (см.), жизненных ветров.

Дхарана

Концентрация, полное внимание разума, направленное на какой-либо объект или мысль. Со стороны это представляет собой сужение области внимания, но внутренне это является фокусированием ментальной, умственной силы. Практика концентрации заключается в применении воли к выполнению того, что обычно происходит с нами неосознанно. Независимо от того, сосредотачивает ли он при этом внимание на каком-либо объекте или на определенной мысли, человек уделяет этому занятию достаточное время, заставляя разум думать только в выбранном направлении и пресекая его блуждания, колебания в потоке возникающих ассоциаций и порождаемых новых мыслей, как это происходит в обычной жизни.

Разум следует рассматривать как состоящий из двух отделов: (1) низший ум (читта), подобный мастерской, наполненной различными орудиями и материалами (знаниями и воспоминаниями), который обычно пребывает в активном процессе течения мыслей и порождения ассоциаций; и (2) более высокий мыслящий разум (манас), который подобен человеку в мастерской, создающему нечто новое, комбинируя имеющиеся в его распоряжении предметы. Во время концентрации человек останавливает поток мыслей, уделяя внимания только одному объекту.

Человеку, стремящемуся добиться успешной практики концентрации, могут помочь следующие советы:

  • Представляйте объект в некой естественной среде, например, розу в вазе на столе или растущей на кусте, — а не плавающей в воздухе. Не сосредотачивайтесь на мысли об удержании мыслей об объекте; старайтесь просто смотреть или видеть его.
  • Рассматривайте все свойства объекта, относящиеся к восприятию зрением, слухом, обонянием, и так далее. Позвольте движущемуся объекту двигаться, а покоящемуся — пребывать в покое.
  • Вспоминайте все, что вы знаете об объекте, но не думайте об этой информации в направлениях, отличных от ее связи с объектом — например, если объект есть кошка, вы вполне можете размышлять о том, что кошки пьют молоко, но не переходите от этого к корове, которая его приносит, и уж тем более не заходите в своих мыслях дальше коровы.
  • Делайте свое сосредоточение хладнокровным, очень спокойным — без малейшего напряжения в теле или разуме.
  • Если в ваш разум вторгаются посторонние мысли и ощущения, не огорчайтесь, что это происходит, просто напоминая себе о том, чем вы заняты. Посторонние мысли уйдут сами собой, если вы не будете уделять им внимания; их нельзя изгнать или подавить насильно.

Целью практики является повышение силы внимания, с тем чтобы достичь того уровня, на котором возможно по желанию вызывать нужные воспоминания и быстро устанавливать необходимое для этого состояние разума (в противоположность обычному процессу, в котором мысли неконтролируемо протекают и в направлении объекта, и прочь от него); концентрация является надежной основой для эффективного мышления и медитации.

Дхарма

Слово происходит от корня, означающего "предохранять", "поддерживать", "придавать силы". Когда оно рассматривается в отношении прямоты или честности, это понятие означает стиль жизни, при котором человек не изменяет достигнутым им высшим принципам личности и поведения. Он должен сплотить воедино свои умственные, моральные и этические достижения. Таким образом, дхарма означает обязанности по отношению к самому себе и честность перед самим собой. Хотя большинство великих мыслителей считают ее внутренним и духовным законом долга и обязанности, многие рассматривают дхарму как основу внешних социальных кодексов, например, кастовой системы, которая в наше время в Индии практически исчезла.

Дхарма рассматривается также как закон или правило, определяющее множество церемоний ортодоксальной жизни индусов. Существуют подробные инструкции о том, как следует молиться, выполнять пуджа (благочестивые обряды) и яджня (ритуалы жертвоприношения) для достижения определенных результатов. Эти обряды составляют целую науку взаимоотношений с невидимым миром (адришта) и умиротворения непредсказуемой судьбы. Однако йоги обычно отвергают их и движутся в направлении полного использования способностей собственного разума путем концентрации, медитации и созерцания. Йоги-ведантисты следуют крайним пределам этого подхода; отвергая любые материальные и эгоистические цели, они ищут только Брахмана и отворачиваются даже от небес.

В буддизме дхарма возникает в форме дхаммы, означающей закон или способ жизни, предписанный Буддой как ведущий к нирване (см.). Дхамма в понятии Будды есть то же самое, что Благородный Восьмеричный Путь (см.). См. также Обязанность.

Дхату

Основные ткани тела. В Аюрведе выделяются семь дхату: раса (плазма), ракта (ткань крови), мамса (мышечная ткань), меда (жировая ткань), астхи (костная ткань), маджа (костный мозг и нервы), шукра и артава (мужская и женская репродуктивные ткани).

Дхаути

Очищения; разнообразные практики хатха-йоги, подобные мудрам (см.), однако их целью является скорее очищение физического тела, чем высвобождение физических способностей и сил. Во многих случаях они могут быть достаточно опасными. В раджа-йоге дхаути не необходимы. Очищения включают в себя следующие практики: заглатывание воздуха в желудок, недолгое удерживание и выпускание его через кишечник, а также выполнение той же процедуры с водой (соответственно, ватасара и варисара); многократные надавливания на пупок и кишечник вплоть до прощупывания позвоночника (агнисара); чистка зубов с помощью распушенной веточки или тростниковой палочки, как с порошком или землей, так и без них, и такая же чистка языка и горла (соответственно, дантадхаути и джихва-шодхана); растирание и надавливание лба в окрестности носа, постепенно переходящие на переносицу (капаарандхра прайога); полоскание горла (вама дхаути); заглатывание в пищевод и вытягивание ленты из тонкой ткани (васо дхаути); промывание прямой кишки водой (мулашодханам); втягивание воды через прямую кишку для промывания кишечника (джала васти); пропускание тонкой нити через ноздри и вытягивание ее через рот (нети); немигающий взгляд до тех пор, пока глаза не застилаются слезами (тратака); втягивание воды через нос и медленное выпускание через рот, и наоборот (вьют крама и шит крама).

Дхьяна

Медитация: продолжительное умственное усилие, направленное на выбранный объект или мысль. Она представляет собой наполненное течение мыслей, имеющее характер концентрации — усилие концентрации при этом исчезает, но сосредоточение остается в форме установленного в течение определенного периода времени режима воли. Наполненное течение мыслей подразумевает, что воедино собираются все относящиеся к объекту мысли, которые человек способен найти в своем разуме. При желании можно использовать стандартные умственные ассоциации, или "пути мыслей"; в этом случае человеку следует сформулировать и ответить на вопросы по следующим схемам: (1) В сравнительном отношении, какие другие объекты относятся к тому же типу или классу, чем они похожи и чем отличаются от данного объекта? (2) Каковы части объекта и какие его функции они выполняют; частью какого большего объекта он является? (3) Каковы качества объекта, как они связаны друг с другом и с целым; какому большему объекту присуще каждое из этих качеств? (4) Какие примечательные ощущения и мысли, непосредственно относящиеся к этому объекту, я испытывал, видя, слыша и думая о нем?

Практика медитации может начинаться с простых конкретных объектов, затем переходить к сложным конкретным объектам, затем к простым абстрактным, и в конце концов — к сложным абстрактным.

Медитация очищает разум, который обычно пребывает в беспорядке, и образно выражаясь, смазывает его, делает более гибким, так что когда сила разума применяется в действии, в нем легко возникает целый фейерверк мыслей. Полностью успешная медитация избавляет разум от любых ошибок и противоречий, готовит его к новым ментальным опытам и восприятию интуиции. Она также повышает способность разума схватывать на лету, увеличивая объем области его внимания, что достигается практикой концентрации. См. также Нидидхьясана; Плоды Медитации.

Дхьяни-будда

В мифологии Ваджраяны число Будд считается бесконечным, но в практике созерцания число их ограничено пятью т.н. дхьяни-буддами (букв, «буддами созерцания») и соответствующие им пятью земными элементами. «Гухьясамаджа-тантра» (3 в.) излагает миф о возникновении 5 дхьяни-будд: однажды, когда Бхагават погрузился в созерцание, он превратил себя в Акшобхью и оставил его сидеть на своём месте. После этого он поочерёдно превращал себя в Вайрочану, Рагнасамбхаву, Амитабху и Амогхасиддхи, и оставил их сидеть в 4-х направлениях света, создав таким образом мандалу. В конце 1-го тыс. н.э. к пяти дхьяни-буддам прибавились Ади-будда и Ваджрасатва. В мифологии Ваджраяны дхьяни-будды (хотя названия некоторых из них совпадают с буддами в мифологии Махаяны) не представленных реально существующими и находящемися в определённых точках времени и пространства, они – антропоморфные символы, которые во время созерцания возникают из «пустоты» (шуньята) и выполняют разные функции в процессе переоформления психики созерцающего. Согласно мифологическим представлениям, каждый дхьяни-будда имеет своё особое направление в мандале, свой цвет, сиденье, праджню (женское соответствие), бодхисатву, элемент, функцию и свою «семью», т.е. комплекс антропоморфных символов, связанных с ним.

Дьявол

Дьявол (Сатана) это религиозно-мифологический персонаж, верховный дух зла. В индуизме, как и собственно, в Йоге этот персонаж не упоминается.

Этот персонаж иногда используется многими религиями для описания всей плохой, негативной, порочной и злотворной сути человека. В человеке подобные качества, с точки зрения Йоги, возникают в результате неведения (Авидья), т.е. когда человек подвержен низшему уму, будучи не просвещенным, в вопросах принадлежности его к Высшему сознанию.

Относительное сходство с Дьяволом в древнеиндийской мифологии имеют Асуры. Это высшие демоны, противостоящие богам. Они были мудры и могучи, владели тайнами волшебства и могли принимать различные образы или становиться невидимыми. Им принадлежали несметные сокровища в подземном мире, а в небе у них было три укрепленных города — железный, серебряный и золотой. Впоследствии они соединили эти три города в один, возвышающийся над землею; и они построили себе города в подземном царстве.

Некогда асуры были благочестивы и добродетельны они соблюдали священные обряды, и счастье пребывало с ними. Но потом они возгордились своей силой и своей мудростью и склонились ко злу; и счастье покинуло их и перешло к дэвам. Индра, властитель полубогов, сокрушил в битвах многих могучих асуров. Грозный бог Рудра, порождение гнева Брахмы, довершил их разгром, испепелив их волшебные три города, вознесенные над землею, и низверг асуров с неба.

Дэвид Фроули

Дэвид Фроули

Дэвид Фроули или Вамадева Шастри — американский писатель, аюрведический врач и ведический астролог, автор книг по индуизму, йоге и Аюрведе. Дэвид Фроули — основатель и руководитель Американского института ведических исследований в Санта-Фе, Нью-Мексико, в котором преподаются курсы философии йоги, Аюрведы и ведической астрологии. Он также является профессором ведической астрологии и Аюрведы в Международном ведическом индуистском университете.

© 2011-2015 YogaTrain.ru все права защищены