Разделы
X
Разделы на Главной
X
Лучшие 10 статей
X
Лучшие 10 упражнений
X
Алфавитный указатель - Словарь Йоги
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Э | Ю | Я

Словарь Йоги, литера "Ч"

Словарь йоги (11/700)

Чакры

Чакра означает буквально: "колесо". Также называется падма (лотос) из-за сходства с этим цветком. Шесть чакр расположены на уровне различных органов тела вдоль сушумны, энергетического канала, проходящего по позвоночнику и его аналогу в тонких телах, седьмая расположена на макушке, восьмой чакрой называют ауру.

Чакры человека

Некоторые современные ученые тесно связывают чакры с важнейшими нервными сплетениями тела.

Падмы имеют "лепестки", которые указывают силы чакры, каждая из которых обозначается буквой-слогом алфавита санскрита. В сумме таких лепестков пятьдесят, и они и соответствующие им силы, распределяются по чакрам следующим образом: (1) четыре; (2) шесть; (3) десять; (4) двенадцать; (5) шестнадцать; (6) два; (7) тысяча. Как указывает майор Базу, количество лепестков соответствует числу важнейших нервов, исходящих из соответствующего нервного сплетения.

Чакры имеют следующие имена и положение:

Муладхара – базисная, или «корневая», чакра. Расположена у основания позвоночника. Ответственна за функцию органов выделения и репродукции, крестца, ног и стоп. Цвет – красный. Связь с землей, местом проживания, родиной, родом и семьей.
Свадиштана – «сакральная» чакра. Расположена на уровне половых органов. Ответственна за репродуктивное здоровье, адреналиновые железы, почки, селезенку и мочевой пузырь. Цвет – ярко оранжевый. Гармония мужского и женского начала. Элемент воды.
Манипурачакра солнечного сплетения. Ответственна за работу органов и желез пищеварения, поджелудочной железы, желудка, печени, кишечника. Цвет – ярко желтый. Элемент огня.

Анахата – сердечная чакра. Расположена за тимусовой железой. Ответственна за легкие, сердце, иммунную и лимфатическую систему. Цвет – изумрудный. Элемент воздуха.

Вишудхачакра горла. Расположена за щитовидной железой. Ответственна за здоровье горла, ушей, носа, шеи и желез. Цвет – светло-голубой. Элемент эфира.

Ажна – «третий глаз». Расположена над носом, посередине лба между бровями. Центр интуиции и предвидения. Связана с работой глаз, мозга, гипофиза и нервной системы.
Сахасрара – «чакра-корона», верхняя чакра «тысячелепесткового лотоса». Расположена на макушке. Ответственна за работу шишковидной железы и центральной нервной системы, получение информации и связи с высшим сознанием.
Аура – часто считается восьмой чакрой, которая объединяет в себе семь других. Когда аура укреплена и защищена, то все другие чакры находятся в балансе. Блоки в чакрах могут вызывать разрывы в ауре (из-за негативных эмоций и мыслей). Таким образом, вся система работает как единая команда и ни одна чакра не имеет преимущества перед другой, потому что все они питают и поддерживают друг друга.

На вершине сушумны располагается "тысячелепестковый лотос" Сахасрара. Майор Базу связывает его с medulla oblongata, продолговатым мозгом, из которого берут начало и в котором соединяются левый и правый симпатические каналы. Как утверждает учение йоги, вверх по каналу сушумны всегда течет определенное количество энергии кундалини, однако пробуждение большего ее объема приводит чакры к более активному состоянию, что проявляется в усовершенствовании чувствительности органов восприятия и увеличению их силы, благодаря чему можно приобретать способности ясновидения, яснослышания, и так далее; каждая чакра связана с определенными формой материи и органом чувств, а именно: (1) земля, обоняние; (2) вода, вкус; (3) свет, зрение; (4) воздух, осязание; (5) эфир, слух; (6) разум.

Кроме того, можно провести сравнение с соответствующими явлениями и сферами человеческой активности: (1) тело; (2) страсти, желания и эмоции; (3) низший, или предметный ум; (4) моральные и этические свойства; (5) воля, и (6) высший разум. Таким образом, первая, вторая и третья чакры образуют низшую триаду, связанную с материальным миром, а четвертая, пятая и шестая чакры — высшую триаду, связанную с внутренним миром человека. Однако, все эти соответствия и сравнения следует воспринимать в очень широком и свободном смысле, поскольку подобные ответвления и взаимоотношения сложны в той же мере, сколько и сама жизнь, в которой разнообразные органы и способности проявляются в разное время по разному.

Чарама-Шлока

Завершающие строфы завета Шри Кришны в "Бхагавад-Гите": "Думай обо мне; будь предан мне; обожай меня; поклоняйся мне. Ты придешь ко мне... Обещаю, ибо люб ты мне. Все отбросив в сторону, ко мне, единому убежищу, приди... Освобожу тебя от всех грехов."

Читая этот фрагмент, изучающий должен вспомнить учение, данное несколькими строками ранее, о том, что Бог есть одно и то же Я, присутствующее во всем, и что сам дух ученика есть часть (анша) его. Таким образом, это учение завершается выводом о бессмысленности попыток поиска спасения у кого-либо другого.

Чикитса

Дословно переводиться как исцеления или лечение. Чикитса это одна из восьми ветвей индийской медицины, имеющая своим содержанием врачебное применение лекарств и отвечающая ближе всего европейской терапии.

Чинматра

Чистое сознание; "просто чит". Правила благозвучности санскрита требуют изменения "т" в слове чит на "н", если в составном слове за ним следует "м".

Чинмой Шри

Шри Чинмой

Шри Чинмой родился 27 августа 1931 года в небольшой деревушке Шакпура в Восточной Бенгалии, ныне Бангладеш. В семье Шри Чинмой был самым младшим из семи детей. В 13 лет, после ухода из жизни его отца, а затем и матери, Мадал (детское имя Шри Чинмоя по индийской традиции) переехал в ашрам известного йога и основателя интегральной йоги Шри Ауробиндо в Пондишери, где до 1964 года Шри Чинмой учился, работал и практиковал духовную дисциплину. С юных лет Шри Чинмой проявил замечательные способности в сочинении стихов, эссе, музыки и песен, а также достиг значительных успехов в различных видах спорта, особенно в спринте и десятиборье.

В 1964 году Шри Чинмой приехал в Нью-Йорк, чтобы предложить современному западному миру секреты внутреннего мира устремления. С тех пор Шри Чинмой прочитал сотни лекций в университетах всего мира, включая Оксфордский, Кембриджский, Гарвардский университеты, Московский государственный университет, Йельский университет и Сорбонну. В своих лекциях Шри Чинмой раскрывает глубокий смысл многих аспектов человеческого существования. Эти лекции были опубликованы и переведены более чем на двадцать языков.

Жизнь Шри Чинмоя - это выражение безграничного творческого потенциала. Его творческий потенциал на протяжении многих лет щедро проявляется в сфере музыки, поэзии, живописи, литературы, спорта и гуманитарной деятельности. Вклад Шри Чинмоя в каждую из этих областей поразителен. Достижения Шри Чинмоя - это уникальный для современности взгляд на смысл существования человека.

Шри Чинмой рассматривает устремление человека к внутреннему совершенству, осознанию и проявлению божественности как источник, из которого рождаются великие свершения в области искусства, культуры, спорта, науки и совершенствования личности. Живя в сердце и стремясь превосходить свои собственные достижения, человек проявляет лучшее в себе и находит путь к миру и гармонии. Говоря словами Шри Чинмоя, "наша цель - в движении от яркого света к более яркому свету и самому яркому свету, от высокого к более высокому и высочайшему. И даже в высочайшем нет конца нашему прогрессу".

Шри Чинмой регулярно совершал поездки по всему миру, давая концерты и лекции, встречался с руководителями мирового и национального уровня. При этом Шри Чинмой обсуждал с ними вопросы мировой гармонии. Концерты, лекции, выставки живописи и спортивные соревнования Шри Чинмоя всегда проводились бесплатно для всех желающих.

Чистоплотность

Требуемый от практикующего йогу один из пяти обрядов ниямы, распространяющийся на всю повседневную жизнь в мире. См. Шауча.

Чистота Разума

Патанджали предлагает несколько способов достижения чистоты, то есть четкости и ясности разума (читта-прасада):

  • Воспитание дружелюбия по отношению к счастливым, сострадания к страдающим, радости при виде доброго и равнодушия к злому.
  • Несколько глубоких и продолжительных вдохов и выдохов.

Чит

Сознание, или знание, приписываемое единой реальности (см. Сат-Чит-Ананда). Нельзя путать с читтой, низшим умом, четвертым компонентом антахкараны (см.). См. также Саччидананда, Сознание.

Читта

Низший ум; разум, которым необходимо управлять, точнее, содержимое которого следует контролировать. Читта есть то зеркало, посредством которого мы получаем и видим весь спектр наших ощущений, поступающих от наших органов знания (джнянендрийя, см.). В нем эти впечатления удерживаются для дальнейшего использования, подобно мебели в комнате. Вся информация, полученная нами в течение жизни, запасается здесь, доступная для нашего использования (обдумывания) при условии хорошей памяти (смрити, см.), то есть когда эта умственная обстановка правильно расположена в комнате разума.

Читта обладает, однако, как динамическим свойством, или качеством движения, так и статичным свойством по отношению к мыслям и обрывкам информации в разуме. Мысли объединяются и следуют непрерывным потоком, то есть одна мысль вызывает другую, которая становится ее преемницей и, в свою очередь, рождает третью, образуя, таким образом, непрерываемый и неуправляемый поток мыслей. Это течение мыслей нельзя путать с мышлением (см. Манас), которое управляет и придает новое расположение этому содержимому низшего ума. См. также Низший Ум.

Читта-Вритти-Ниродха

Остановка разума (см.): управление (ниродха) течением мыслей (вритти, см.) в уме (читта). Посредством медитации (дхьяна) приводит к созерцанию (самадхи), что в свою очередь ведет от разделения и различения (вивека) к духовной независимости (кайвалья).

Чуства

См. Кама; Контроль Восприятия.

© 2011-2015 YogaTrain.ru все права защищены