Разделы
X
Разделы на Главной
X
Лучшие 10 статей
X
Лучшие 10 упражнений
X
Алфавитный указатель - Словарь Йоги
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Э | Ю | Я

Словарь Йоги, литера "К"

Словарь йоги (43/700)

Казуальное тело

Первый, самый внутренний проводник, или тело личности, а также первый "футляр" (анандамайякоша, см.). Это тело называется каузальным, или причинным, так как представляет собой индивидуализирующую силу (аханкара, см.), с которой начинается весь процесс ограниченности, проявленности и инкарнации. Оно связано со свойствами концентрации (дхарана, см.) и неведения (авидья, см.), которые являются причинами всех несчастий человека (клеша, см.).

Кайвалья

Независимость, богоподобное состояние, в котором чистое сознание подлинного Я неподвержено страданиям и соблазнам внешнего мира и собственного разума. Оно возникает, когда чистота интеллекта разума настолько совершенна, что он не может быть ничем запятнан, поврежден или соблазнен, то есть чистота разума становится равной уровню незамутненного чистого сознания, или истинного Я (пуруша). В конце концов человек достигнет полного света и власти незатененного сознания без дальнейшей нужды в окружающем мире, теле и разуме. См. также Мокша; Нирвана; Освобождение.

Кайя Кальпа

Кайя Кальпа – аюрведическая практика, которая включает в себя ряд оздоровительных процедур. Цель этой практики являются омоложение тела, долгожительство и усиление иммунитета. Она включает в себя специальные аюрведические лекарства и диету, а также еще несколько видов специальной аюрведической терапии.

Насыщение организма лекарственными маслами позволяет вывести жирорастворимые яды и шлаки, скопившиеся в биологических мембранах и жировых депо, а, затем, естественным образом вывести их. При помощи процедур выводятся токсины и шлаки изо всех, включая мельчайшие, каналов организма, улучшается микроциркуляция, что способствует омоложению тканей.

Комплекс Кайя Кальпа замедляет старение организма, препятствует преждевременному старению и во многих случаях способен восстанавливать поврежденные ткани. В него входят полное очищение организма и последующий прием специальных препаратов омолаживающего действия на фоне особой диеты и режима. Если этот комплекс проводится на достаточно ранней стадии, он воздействует на метаболические процессы, снижая риск проявления заболеваний, к которым генетически предрасположен человек.

    Практика Кайя Кальпы включает в себя:
  • Упражнения йоги;
  • Дыхательные практики;
  • Медитативные практики;
  • Масляные массажи и специальные очищающие процедуры с использованием натуральных масел и трав;
  • Рекомендации по распорядку дня и питанию.

Кали

Буквальный перевод черная. Кали называют Шакти, как всепорождающую и всепожирающую Божественную Мать мира.

Кама

Страсти, желания, эмоции, воспоминания об удовольствиях и страданиях, испытанных по отношению к различным объектам, возникают в формах ощущений привлекательности или отвращения, когда эти объекты вновь попадают в поле физического или умственного зрения, и эти ощущения порождают эмоции влечения или неприятия. Когда такие камы возникают спонтанно, они считаются частью нашего кармического наследия (см. Закон кармы), но их можно изменить силами интеллекта и воли человека, и сформировать таким образом новые привычки и связи. Эмоции являются внешними по отношению к человеку — тем, что он обладает, но не тем, чем он является, — и поэтому в этом смысле сходны с телом. Их никогда не следует путать с самим человеком.

Желания, эмоции не нужно полностью изгонять — их нужно усилить, очистить и прибегать к ним избирательно. Две нежелательные характеристики желания упоминаются в Бхагавад-Гите" как понятия бхога (чувственное удовлетворение) и айшварья (удовольствие от личного самоудовлетворения); тот же источник говорит о каме как о божественном проявлении в тех случаях, когда она не противоречит дхарме, надлежащему образу жизни, достойной человеческого существа, которому суждено собственными стараниями добиться единения с Богом и, таким образом, получить его милость и сознательно разделить его существо. См. также Желание; Рага; Двеша.

Кама Манас

Низшей из трех частей ума является Кама Манас, его можно еще назвать интуитивным умом. Эту часть своего ума человек разделяет с животным миром. Это — первое начало ума, и оно является первым на пути эволюции. В его низших фазах в нём едва заметно сознание, и кажется, что оно состоит из простых ощущений. На своих более высоких ступенях оно уже почти достигает плоскости разума или интеллекта. Инстинктивный ум иногда резко, иногда незаметно переходит в интеллект, как бы сливаясь с ним. Инстинктивный ум совершает очень ценную работу, направляя и поддерживая животную жизнь наших тел, и также неся на себе обязанность поддерживать внешние стороны нашего существования. Он заведует постоянной работой починки и переделки наших тел, обменом веществ, пищеварением, усвоением и прочим — всем тем, что совершается ниже плоскости сознания.

Но это — только небольшая часть работы инстинктивного ума. В этой части ум представляется как бы складом всех наших жизненных опытов, и не только наших, но и опытов всех наших предков по пути эволюции. Всё, что осталось в сознании от первобытных форм животной жизни, до привычек, унаследованных нами от наших родителей — всё находится в заведывании инстинктивного ума. Все стороны животных инстинктов (которые в своё время и на своём месте были необходимы для поддержания жизни) оставили следы на нашем инстинктивном уме, и эти следы иногда заявляют о своём существовании под давлением каких-нибудь необычайных обстоятельств, даже тогда, когда нам кажется, что мы уже давно переросли какую бы то ни было возможность их проявления.

В инстинктивном уме сохраняются следы старых боевых инстинктов животного, все желания, страсти, ненависть, зависть, ревность и прочее, — словом, всё то что мы наследовали от прошлого. Затем, инстинктивный ум есть ум привычек, которые все складываются в нём — большие и малые. Вообще, инстинктивный ум обладает странным содержимым: в нём так много всего, и так разнообразно всё, что в нём находится. Есть многие вещи, которые кажутся совсем ненужными и которые на самом деле очень полезны, и есть вещи, кажущиеся нужными, и которые на самом деле давно следовало бы отбросить.

Инстинктивный ум также является центром, откуда исходят все вожделения, страсти, желания, инстинкты, чувства, ощущения и эмоции. У животных и у первобытного человека инстинктивный ум не имеет над собой никакого контроля, но у развивающегося человека нашего времени инстинктивный ум уже в значительной степени подчинён высшим началам ума, а у человека, достигающего известной степени развития, уже появляются высшие желания — стремления, которые идут от высших частей ума. Инстинктивному уму принадлежат слепые чувства, а также все желания тела. Стремление к физическому обладанию, страсти также принадлежат этой области ума.

Заметьте, что совсем не осуждается деятельность инстинктивного ума и говорится, что его влияние в каком бы то ни было отношении вредно. Всё, что в нём заключается, имеет своё место, многое было необходимо в прошлом, а многое необходимо до сих пор для поддержания физической жизни. Всё правильно на своём месте, есть чувства и эмоции, которые совершенно естественны у существа на известной степени развития, но они же совсем неправильны, когда владеют существом, уже переросшим их. К сожалению, очень часто случается, что личность не может отделаться от атрибутов, которые ей уже давно не нужны. В настоящий момент не идет речь о моральной стороне вопроса и говорится об этом только для того, чтобы вы ясно видели различные стороны ума и понимали их значение. Необходимо, чтобы вы совершенно ясно запомнили, что инстинктивный ум, принадлежа человеку, ни в каком отношении не есть Я человека.

Канда

Это — небольшое яйцеобразное пространство, от которого начинаются все Нади — каналы энергетического тела. Канда является образованием энергетического тела и находится над промежностью внутри таза.

Капха

Одна из трех дош, сочетающая в себе элементы воды и земли. Капха формирует структуру тела — кости, мышцы, сухожилия — и выполняет роль «клея», удерживающего клетки вместе. Она обеспечивает водой все органы и системы тела, смазывает суставы, увлажняет кожу и поддерживает иммунитет. Пребывая в равновесии, капха выражается в любви, спокойствии и всепрощении. Выходя из равновесия, она способствует привязанности, алчности и зависти.

Карана Шарира

Первый, самый внутренний проводник, или тело личности, а также первый "футляр" (анандамайякоша, см.). Это тело называется каузальным, или причинным, так как представляет собой индивидуализирующую силу (аханкара, см.), с которой начинается весь процесс ограниченности, проявленности и инкарнации. Оно связано со свойствами концентрации (дхарана, см.) и неведения (авидья, см.), которые являются причинами всех несчастий человека (клеша, см.).

Карма

Буквально: "действие, поступок". Кармой считается любое действие, то есть событие, в котором присутствует намерение и цель. Когда плотник делает стул, мы говорим о его действиях, но когда знамя колышется на ветру, мы не называем это действием, но просто говорим, что оно движется. Таким образом, существует различие между словами "действие" и "движение". Понятие кармы используется также для указания на закон кармы (см.), согласно которому каждая личность получает награду или наказание в соответствии со своими благими и недобрыми усилиями и действиями. См. также Дравья, Гуна, Карма.

Карма-Йога

Йога действия; йога, проявляющаяся в действии. Действия и дела повседневного мира сами по себе не являются формой йоги, так как они могут иметь своими причинами эгоистические цели, стремления к комфорту, чувственному удовольствию или самоудовлетворению; однако, если они выполняются неэгоистично, с позиции благополучия других, или "блага мира" (лока-санграха, см.), то это карма-йога. Деловой человек, принимающий во внимание благополучие своих клиентов, работников и помощников — вообще всех, с кем он сталкивается и связан в ходе своей деятельности, — является карма-йогом.

О некоторых людях, обладающих крупным состоянием и влиянием, говорят, что они рассматривают себя не как владельцев своего капитала, но как лиц, которым он доверен. Эту идею можно применять ко всем проявлениям жизни, на любом ее уровне, при любых обстоятельствах. Таким образом, каждый человек, искренне стремящийся к полному отсутствию эгоизма, является в определенной мере карма-йогом; это однако не касается эгоизма по отношению к другим, своеобразного "перенесенного эгоизма", когда слепое влечение или выделение любимчика заставляет делать все для удовлетворения только лишь близкого человека.

Предмет карма-йоги особо выделяется в "Бхагавад-гите". В этом учении она рассматривается как действия, мотивированные буддхи (см.), то есть знанием и любовью к проявлениям жизни, разума и души сосуществующих рядом созданий.

Катха-Упанишада

Катха-Упанишада – более поздняя, чем основные упанишады. Связана с «Черной Яджурведой», входит в предание одноименной школы, основанной риши Катхой. Принадлежит к числу стихотворным Упанишадам, состоит из 2-х частей по 3 раздела в каждой. Содержит элементы систем санкхья и йога, цитируются другие упанишады и Бхагавадгита. Датировка – 5-й в. до н.э.

Катхак

Катхак является одним из шести основных классических танцев Индии и одним из самых динамичных видов театрального искусства в мире. Зародился танец в северных провинциях как производное от танцевальных драм древней Индии. Исторически катхак долгое время существовал при храмах. Слово Катхак происходит от «катхой», что означает «искусство рассказывать историй».

Красота танца Катхак заключена в совершенстве пластичных движений рук, изгибов тела и ритмичного движения ног. Причем, в отличие от других индийских танцев, танцор катхак не сгибает колени, выставляя их вперед или в стороны. На щиколотках у танцоров катхак множество колокольчиков. Основными мерилами искусства танца катхак являются умение танцор отбивать ногами целого ряда ритмичных звуков и комбинаций, а также прекрасное исполнение пируэтов.

Катхак
    Искусство Катхака, как его исполняют в Индии в настоящее время, состоит из 2-х частей:
  • Нритта – танец;
  • Нритья – песня и пантомима в танце.

Нритта - чистый танец занимает в Катхаке основное место. Цель его - демонстрация красоты и грации движения, сложных ритмических рисунков. В отличие от других индийских классических танцев, исполнитель не выставляет согнутые в коленях ноги вперед и в стороны и не совершает глубоких наклонов тела. Жесты (хасты) выстраиваются так, как это естественно получилось бы у любого человека. Поэтому даже неподготовленные зрители могут понять, что хочет выразить танцор стиля Катхак. Танцор должен в быстром темпе совершать многократные движения вокруг вертикальной оси - пируэты. Пируэтов может быть очень много, начинаясь на одном месте, они продолжаются по всему сценическому кругу.

Нритья - состоит из танца, песни и пантомимы. Песня, исполняемая в составе оркестра, находит свой пластический вариант в жестах, позах, мимике танцовщика. В вокальный репертуар входят религиозные песни индийцев - дхурупад и киртон, лирические - газель, стота, тхумри, вандана, дадра и др.

Каула Йога

Каула Йога помогает в достижении состояния целостности, дающего возможность получать удовольствие от жизни и оперативно разрешать актуальные проблемы, причем в любых, даже самых трудных ситуациях. Программа занятий данного направления в йоге построена таким образом, что ученик может включиться в практику в любой момент времени без ущерба для результата.

В теории каждое занятие посвящается одному из аспектов личности человека, который символично представлен образом — архетипом. Они условно делятся на «женские» и «мужские», обе разновидности представлены в программе. Работа с женскими архетипами, направлена на раскрытие своих скрытых ресурсов. Мужские архетипы позволяют научиться управлять этими ресурсами и достигать с их помощью поставленных целей.

Для достижения яркого эффекта и хорошей динамики при работе с физической формой и психологическим состоянием рекомендуется посещать занятия регулярно, а так же практиковать полученные техники самостоятельно по мере необходимости и возможности.

    Занятие Каула Йогой включает в себя:
  • Открытие пространства;
  • Работа с телом с помощью асан (статичных поз) и виньяс (динамичных переходов из одной асаны в другую);
  • Янтра-медитация, мантра-медитация и гонг-медитация;
  • Релаксация (шавасана);
  • Закрытие пространства.

Качества Природы

Тамас (постоянство, покой), раджас (движение, беспокойство), саттва (порядок, гармония), которые вместе именуются тремя гунами (cм.). См. также Дравья, Гуна, Карма.

Качество и Количество

Целями йоги является качество, а не количество. Одно небольшое хорошо сделанное дело приносит внутреннему Я гораздо больше пользы, чем сотня сделанных плохо, ибо йога занимается развитием не привычек, но сил. Иногда полезно воспитывать в себе определенные привычки (например, правильного дыхания, положений тела, положительных эмоций и высоких предметов мысли), но в практиках йоги внутреннее Я должно совершенствовать свое сознание, лишь между прочим изменяя и развивая посредством мышления, любви и воли те части человеческого организма, которые представляют собой набор привычек.

Никто не отрицает, что человеческая жизнь составлена, в большей части, из привычек, которые сознание использует без усилий, попросту следуя инстинктивным действиям, чувствам и мыслям прошлого опыта, но йога предполагает нечто большее — она представляет собой деятельность внутреннего Я, имеющую своей конечной целью его восхождение и единение с тем, или осознание того, что пребывает вне разума. На всех ее стадиях необходимо избегать соблазнов и иллюзий материального величия.

Кевала Кумбхака

Так называется состояние при практике пранаямы, когда кумбхаки (задержки дыхания между вдохом и выдохом) настолько совершенна, что становится инстинктивной.

Классическая Йога

Йога является древневосточной философской системой, направленной на укрепление здоровья и лечение заболеваний. Кроме того, система упражнений Классической Йоги помогает организму не стареть, бороться с болезнями и одновременно успокаивает нервы, снимает стресс. Она не имеет ограничений, как по возрасту, так и по полу. Каждый, кто приходит к ней со своими проблемами на практике убеждается в целительной силе этого искусства.

Но йога - не только система тренировки мышц, как часто думают приходящие в йога центр люди. На самом деле, это целая философия, культура: недаром ее называют сарвабхаума - всемирная культура. Когда вы укрепляете свои мышцы и улучшаете свои формы, одновременно работает Ваше сознание, все чувства приходят в равновесие.

Главнейшим постулатом классической йоги является – постепенность и обучение прислушиваться к себе, к своему телу. Занятия классической йогой всегда проходят в режиме релаксации. Эта практика учит сбросу напряжения, в отличие от многих динамических видов йоги, широко распространенных в современном мире.

Выполнение упражнений классической йоги учат не преодолевать боль и излишнее напряжение, а расслабляться, позволяя самому телу выполнить то, на что оно способно. И как оказывается, наше тело способно на многое, даже в самом преклонном возрасте. Оно благодарностью платит за заботу о нем. Основной задачей классической йоги является свести к минимуму усилия, затрачиваемые на выполнение физических упражнений.

В занятиях классической йогой отсутствует соревновательность. Дух соперничества очень свойственен обычному человеку - вся наша жизнь построена на стремлении кто кого, что является одним из самых вредоносных приобретений человека разумного. Собственно классическая йога, не учит быть лучше других но учит быть собой.

Практика йоги в классическом ключе - в ключе расслабления дает человеку уникальную возможность отдохнуть от повседневной суматохи, переключиться на время занятия в состояние здесь и сейчас. Со временем состояние покоя и равновесия, достигнутое при правильной практике, плавно перетекает в повседневную жизнь, в корне меняя её качество . Происходит гармонизация личности человека в целом. Важным достижением классической йоги, является так же одновременное подтягивание тела и повышение осознания - а это дает отличные результаты!

Клеша

Пять источников страданий и несчастий: авидья (неведение), асмита (индивидуальное Я, личность), рага (влечение), двеша (отвращение), абхинивеша (стремление к обладанию). Все они возникают благодаря первой клеша, неведению, то есть незнанию и ошибочным мыслям и идеям. В разные моменты времени клеша могут быть спящими, легкими, препятствующими и сильными. Их влияние ослабляется крийя-йогой (повседневными добродетелями) и полностью разрушается дхьяной (медитацией). Они представляют собой основную причину перевоплощений, и их текущие степень и состояние, приносимые ими удовольствия и страдания, являются следствиями добродетелей и пороков прошлого, его заслугами и недостатками.

Коан

Понятие, используемое в дзен-буддизме. Коан представляет собой предназначенное для медитации утверждение, которое ставит в тупик разум. Учитель, предлагающий это утверждение, требует ответа на него; он не торопит с ответом, но ученик должен заниматься этой проблемой до тех пор, пока не найдет решения, хотя по характеру заявления, его разрешения невозможно достичь интеллектуальным путем, например: "Когда две руки хлопают, мы слышим звук. Услышь звук, издаваемый хлопком одной руки. Размышление не способно помочь найти ответ, можно даже и не пытаться, но после упорных стараний ученика и исчезновения попыток рассуждения, его усилия, не нашедшие выхода в одном месте, подобно пару, прорываются в другом, и тогда внезапно проявляется интуиция (сатори), молниеносное просветление разума, которое обычно вызывает непроизвольное восклицание или действие.

Этот метод в чем-то сходен с мысленным преследованием какой-либо абстрактной идеи до тех пор, пока она не становится парадоксальной, подобно попыткам согласовать бесконечность пространства и времени в понятиях их привычных единиц, или провести квадратуру круга, что просто невозможно осуществить.

Контроль Восприятия

Управление и способность направления чувств развивается путем уравновешивания разума (саньямой) на их работе, характере, личности (асмита), взаимосвязях (анвайя) и использовании (артхаваттва). Эти пять проявлений каждого из пяти чувств (индрийя) связаны с (1) природой восприятия как источника информации, (2) общим характером чувствительности: (3) их индивидуальными признаками, или типом (слух, зрение, и т.д.), (4) их связью с ощущениями определенного типа, присущими отдельным отделам Природы, (например, звук, свет, и т.д.), и (5) ролью, которую они играют в образовании и обучении человека. Далее, саньяма развивает также скорость восприятия, его действия вне области работы телесных органов чувств и степень овладения субстанциями, с которыми оно связано.

Концетрация

Концентрация, полное внимание разума, направленное на какой-либо объект или мысль. Со стороны это представляет собой сужение области внимания, но внутренне это является фокусированием ментальной, умственной силы. Практика концентрации заключается в применении воли к выполнению того, что обычно происходит с нами неосознанно. Независимо от того, сосредотачивает ли он при этом внимание на каком-либо объекте или на определенной мысли, человек уделяет этому занятию достаточное время, заставляя разум думать только в выбранном направлении и пресекая его блуждания, колебания в потоке возникающих ассоциаций и порождаемых новых мыслей, как это происходит в обычной жизни.

Разум следует рассматривать как состоящий из двух отделов: (1) низший ум (читта), подобный мастерской, наполненной различными орудиями и материалами (знаниями и воспоминаниями), который обычно пребывает в активном процессе течения мыслей и порождения ассоциаций; и (2) более высокий мыслящий разум (манас), который подобен человеку в мастерской, создающему нечто новое, комбинируя имеющиеся в его распоряжении предметы. Во время концентрации человек останавливает поток мыслей, уделяя внимания только одному объекту.

Человеку, стремящемуся добиться успешной практики концентрации, могут помочь следующие советы:

  • Представляйте объект в некой естественной среде, например, розу в вазе на столе или растущей на кусте, — а не плавающей в воздухе. Не сосредотачивайтесь на мысли об удержании мыслей об объекте; старайтесь просто смотреть или видеть его.
  • Рассматривайте все свойства объекта, относящиеся к восприятию зрением, слухом, обонянием, и так далее. Позвольте движущемуся объекту двигаться, а покоящемуся — пребывать в покое.
  • Вспоминайте все, что вы знаете об объекте, но не думайте об этой информации в направлениях, отличных от ее связи с объектом — например, если объект есть кошка, вы вполне можете размышлять о том, что кошки пьют молоко, но не переходите от этого к корове, которая его приносит, и уж тем более не заходите в своих мыслях дальше коровы.
  • Делайте свое сосредоточение хладнокровным, очень спокойным — без малейшего напряжения в теле или разуме.
  • Если в ваш разум вторгаются посторонние мысли и ощущения, не огорчайтесь, что это происходит, просто напоминая себе о том, чем вы заняты. Посторонние мысли уйдут сами собой, если вы не будете уделять им внимания; их нельзя изгнать или подавить насильно.

Целью практики является повышение силы внимания, с тем чтобы достичь того уровня, на котором возможно по желанию вызывать нужные воспоминания и быстро устанавливать необходимое для этого состояние разума (в противоположность обычному процессу, в котором мысли неконтролируемо протекают и в направлении объекта, и прочь от него); концентрация является надежной основой для эффективного мышления и медитации.

Корейская Йога

Корейская Йога (Данхак) включает в себя комплекс физических, дыхательных и медитативных упражнений, близких к китайскому искусству цигун и йоге. Корейская Йога направлена на поиск и разработку методов, способных помочь каждому человеку без особого труда обнаружить скрытые в нем природные механизмы самоисцеления. Как гимнастика, она помогает, снять усталость, исправить осанку, снять стресс.

Корейская Йога использует следующие практики:

Система Данхак – это динамические основанные на координации движения с особым ритмом дыхания, позволяющие улучшить циркуляцию энергии в организме. Эту систему называют меридианной гимнастикой. Она укрепляет внутренние органы, мышцы, нервную, сосудистую и иммунную систему. Восстанавливает симметрию позвоночника, исправляет осанку. Очищает и активизирует систему меридианов.

Система Чигам – это практика концентрации на энергии помещенной между ладонями. Целью данной практики является ментальное и эмоциональное очищение организма.

Система Хангон – это серия статических упражнений с глубоким дыханием, которые способствуют накоплению энергии. Это поэтапная система с прогрессирующей нагрузкой на тело человека. Она улучшает координацию разума и тела, повышает эффективность самоисцеления.

Практика медитативного дыхания Тан-Джон, которая обеспечивает связь между телом и разумом человека. Осознание такой связи дает доступ к энергии жизненной силы и укрепляет иммунную систему.

Система Ункисимгон – это сочетание плавных движений, дающих способность осознанно концертировать энергию на определенных участках тела. Увеличивает способность организма точечно исцелять и укреплять определенные области организма.

Корпоративная Йога

Корпоративная Йога это практика, которая проводиться чаще всего в офисных помещениях. Инструктор или Мастер Йоги приезжает в определенное время в офис и проводит там занятия для сотрудников компании, тем самым существенно экономит время рабочим и не тратит средства на снятие помещения. Направление Корпоративная Йога включает в себя комплексы занятий, адаптированные под разный уровень подготовки.

Занятия йогой помогает оздоровиться, и омолаживают организм, способствует лучшей концентрации в делах, повышает внимательность и остроту восприятия ума, улучшают память. Корпоративные занятия йогой - это стало не просто модно, а необходимо для многих преуспевающих компаний в Европе и Америке. Постепенно эта тенденция перешла и в Россию и стала давать хорошие плоды.

    Что дают корпоративные занятия йогой:
  • увеличивают физическую работоспособность и гибкость;
  • улучшают общее состояние здоровья и осанку;
  • снижают риск развития заболеваний на нервной почве;
  • снимают напряжение, расслабляет разум и тело;
  • улучшают концентрацию, память и внимание;
  • повышают мотивацию в работе и способствуют достижению целей;
  • освобождают от депрессии и пессимистичности;
  • создают позитивное и оптимистичное мышление отношения;
  • улучшают психологическую среду в коллективе;
  • уменьшают число прогулов и больничных у сотрудников;
  • снижают «текучесть» кадров.

Коша

Коша представляет собой проводник, футляр для хранения чего-либо, и часто переводится как "ножны", что подразумевает сбережение в них главного, меча. Человек описывается как состоящий из пяти кош:

  • Аннамайя Коша. Буквально: проводник, состоящий из питательных веществ. Она означает плотное физическое тело.
  • Пранамайя Коша. Буквально: ножны, сотканные из праны (см.).
  • Маномайя Коша. Этот футляр включает в себя разум, как высший, так и низший, в том числе эмоции, то есть манас, читту и кама (см.).
  • Вигьянамайя Коша. Буквально, ножны, сотканные из мудрости (буддхи, см.).
  • Анандамайя Коша. Буквально, сосуд, или ножны, сотворенные из радости (с точки зрения веданты: аханкара, самовыражение Единства в живом существе).

Эти пять ножен включаются в три формы тела — шариры (см.), или дехи (см.), или упадхи (см.), и распределяются в них следующим образом: Карана-упадхи содержит анандамайякошу. Сукшма-упадхи состоит из виджнянамайякоши, маномайякоши и пранамайякоши. Стхула-упадхи включает аннамайякошу.

Крийия-Йога

Йога действия. Патанджали разделяет ее на три компоненты: тапас (управление собственным телом), свадхьяя (умственное самопостижение) и ишвара-пранидхана (эмоциональное отношение, или внимательность к Богу). Таким образом, крийя-йога означает йогу в повседневной жизни, в противоположность тем ее формам, которые предписываются для времени, отведенного для медитации. Некоторые считают ее подготовительной, или начальной йогой, которую следует в значительной степени освоить, прежде чем перейти к систематической практике медитации; так или иначе, но ее необходимо продолжать и далее, во всем стиле жизни, поскольку она помогает в достижении медитации и уменьшает влияние пяти источников несчастья (клеша), наполняющих человеческую жизнь.

Крийя

Буквально «процесс». Тантрическая Крийя-Йога излагается в работах Свами Сатьянанды и коллектива Бихарской школы йоги. Всего известно 76 крий, из которых Свами Сатьянанда объясняет 20.

Слово крийя переводится с санскрита как «движение», поэтому в последнее время этим термином стали называть многие динамические практики йоги. Однако, в действительности крийи – это упражнения, оказывающие динамические воздействия, по сути, массаж, внутренних органов. Крийи – одно из «ноу-хау», поскольку они не имеют аналогов в других системах физической культуры. К крийям относятся, в частности: уддияна-бандха крийя, наули крийя.

Крийя Йога

Крийя (санскр. — действовать и реагировать). Крийя Йога — это единение (йога) с Богом через определенный обряд или действие (крийя).

Йог, следующий с верой методу Крийя Йоги, постепенно освобождается от кармы, или цепи причин и следствий. Учение Крийя Йоги стало широко известно благодаря Гуру Лахири Махасайя. О же получил Крийя Йогу от Махаватара Бабаджи.

Занятия по Крийя Йоге, проводимые в йога-центрах, включают подготовительные упражнения для энергизации и «перезарядки» тела, мудры (жесты и положения тела, усиливающие определенные энерготоки в теле), пранаямы (дыхательные упражнения), медитации на Дыхание, Звук, Свет.

Крийя Йога — это простой психофизиологический метод, благодаря которому кровь человека освобождается от углекислоты и обогащается кислородом. Атомы этого избыточного количества кислорода преобразуются в жизненный ток, что омолаживает мозг и позвоночные центры. Подготовительные техники Крийя Йоги очищают тело и ум, дарят физическое и ментальное здоровье, подготавливая к практике Крийи — единения с Божественным.

Крийяшакти

Буквально означает силу действия, но означает действие разума, то есть мысль. В основе любых наших действий лежит мысль, кроме разве что рефлективных реакций, хотя на них мысль оказывает опосредованное влияние, поскольку характер и привычки рефлексов являются следствием мышления в прошлом. Крийяшакти представляет собой власть разума над материей, достигшую уровня, значительно превышающего привычную степень контроля ума над телом, путем воздействия и обратной связи со специально развитыми центрами тела. Это делает возможным осуществление различных действий тела, результаты которых могут проявляться в формах "небольших чудес", хотя, разумеется, ничто в этом процессе не выходит за рамки природы и ее законов. В первую очередь, сила действия основана на великой власти концентрации разума.

Крикала

Один из младших вайю (см.), жизненных ветров.

Крипалу Йога

Крипалу Йога является «мягкой» разновидностью Хатха Йоги и представляет собой более глубокую духовную практику по сравнению с основными современными направлениями. Этот стиль подразделяется на три основных уровня практики.

Первый уровень практики является волевым, он делает тело гибким, здоровым и крепким, а дыхание становится равномерным и спокойным. На данном этапе решающее значение придается устойчивости и отстройке асан с учетом ограничений, существующих в теле.

На втором уровне практикующих учат отказываться от волевого усилия, акцент ставится на концентрацию и устранение внимания от внешних объектов - Пратьяхару. Практикующий задерживается в каждой асане, наблюдая за тем, что происходит в теле и постепенно увеличивает время нахождения в асане.

Третий уровень — это медитация в движении, при которой энергия тела течет в произвольном направлении, а практикующий выполняет различные движения, которые не обязательно являются асанами Хатха Йоги. При практике первого и второго уровня упражнений пробуждается жизненная энергия, а при практике третьего уровня упражнений происходит проявление этой энергии в спонтанном танце.

    Крипалу Йога включает в себя:
  • Практику Асан;
  • Пранаяму;
  • Йогу с партнером;
  • Медитацию в движении;
  • Технику отвлечения чувств от объектов;
  • Концентрацию;
  • Интуитивный массаж;
  • Арт-терапию.

Интуитивный массаж включает в себя навыки интуитивно находить нужные точки и приемы массажа как на своем теле, так и на теле партнера. Арт-терапия форма практики, основанная на решении психологических проблем личности путем вовлечения человека в разыгрывание несвойственной ему роли.

Кришна

Великий царь, живший в Индии около пяти тысячелетий назад, который был инкарнацией божества, пришедшего для установления в мире нового и лучшего образа жизни, что, как считается, время от времени совершается божеством (см. Аватара).

Учение Кришны, преподанное им его преданному ученику Арджуне, стало основой великого произведения под названием "Бхагавад-Гита". Существенной частью этого учения является положение о том, что каждый человек способен достичь Божественного уровня, исполняя свои обязанности и свершая свои деяния на благо своих близких, с целью их благополучия, что является основой буддхи-йоги.

Кришнамачарья

Кришнамачарья, Тирумаяай – йог из Майсора, родился в 1888 и прожил 101 год. Его учениками были Айенгар, Индра Деви, Паттабхи Джойс, а также сын Десикачар, который преподает йогу с 1976. Кришнамачарья является основателем реформаторской линии йоги, которая затем была модифицирована далее его учениками и широко распространена на Западе, в том числе – в США.

Кувалаянанда

Кувалаянанда, Свами – йогин, основавший в 20-х r.XIX в. ашрам «Кайвальяд-хама» в Пуне. Изучив йогу, Кувалаянда получил западное медицинское образование, и долгие годы занимался йогатерапией, выпустив ряд книг. В настоящее время библиотека ашрама, возглавляемая доктором Бхоле, располагает одним из крупнейших собранием древних рукописей.

Кумбхака

Буквально: "подобное горшку". Задержка дыхания в практике пранаямы (см.).

Кундалини

Сила, описываемая покоящейся свернутой, как змея, тремя кольцами, в полости, расположенной в основании позвоночника. О ней всегда говорят как о Богине — фнудаментальной силе, или энергии, — таким образом, она женского рода. Обычно она покоится в своей обители, и ее голова закрывает узкий канал, поднимающийся вдоль позвоночника, который называется сушумна (см.). По мере практики лайя-йоги (см.), кундалини просыпается и начинает подниматься вверх по каналу, на который нанизаны шесть чакр (см.). Некоторые йоги говорят, что этот процесс сопровождается ощущением тепла, поднимающегося вдоль позвоночника. Каждая чакра, оживленная ею, приходит в состояние возбуждения, что приводит к совершенствованию определенных ощущений и способностей, в соответствии с "качествами" человека, с которыми связана каждая чакра.

Разумеется, очень важно не возбуждать низшие чакры до тех пор, пока человек не обретает полный, или по крайней мере, очень сильный контроль над своим телом и эмоциями.

Внешние методы пробуждения кундалини описаны в некоторых книгах по хатха-йоге, однако в них не рекомендуется применять эти методики самостоятельно, но только под непосредственным руководством знающего учителя. В этих методиках допускается использование и асан (см.), и кумбхаки (см.) и мудра (см.). Строгие последователи раджа-йоги вообще избегают подобных методов, зная, что кундалини постепенно проснется естественным образом по мере продвижения в практике медитации, причем в большинстве случаев это происходит совершенно незаметно.

Литература, в которой описывается вращение чакр под влиянием пронизывающей их кундалини, является скорее поэтической, чем описывающей реальные процессы. В сушумне, энергетическом канале позвоночника, существует еще более тонкий канал под названием ваджроли, а в нем заключен еще один тончайший, читрини, о котором говорят, что он "тонок, как паутинка". Йог продвигает кундалини настолько высоко, настолько он способен, и как только она касается какого-либо лотоса, или чакры, ее голова, прежде обращенная вниз, поворачивается вверх. Покидая каждую чакру, или падму, на своем пути вверх, она приостанавливает функции этого центра, приводит их в латентное, спящее состояние; так продолжается до тех пор, пока она не достигает "тысячелепесткового лотоса" (см. Сахасрара Падма) в макушке головы, стоящего выше всех шести чакр, и там она наслаждается совершенством бытия.

После этого, по мере своего отступления назад, кундалини возвращает каждой чакре свойственные той способности и силы, но уже в очищенной и усовршенствованной форме. Это может пробуждать определенную степень ясновидения и сходных способностей, однако то, что йог сможет увидеть, зависит от состояния его разума; его интерпретация и понимание увиденного будут зависеть от степени его эволюции и способности избежать "личного фактора", собственного влияния на описание виденного.

Кундалини Йога

Кундалини Йога — королевская йога. Это система упражнений, призванная заставить энергию кундалини подниматься из основания позвоночника. Она должна поэтапно пройти по всем последующим чакрам вплоть до высшей (сахасрара), где должно произойти ее слияние с Шивой, а также и прекращение собственного сознания йогина.

Занятия Кундалини йогой (школы Йоги Бхаджана) в первую очередь влияют на эндокринную систему. Также активно задействована сердечно-сосудистая и нервная системы, но первой в работу обычно включается именно эндокринная система и различные железы.

Во время занятия с помощью тех или иных упражнений мы воздействуем на определенные железы в нашем организме, и в процессе выполнения крии (комплекс упражнений в КЙ) или медитаций, и под этим воздействием они начинают производить гормоны и выбрасывают их в кровь. Каждая железа производит несколько видов гормонов, так же мы знаем, что каждая железа связана с определенной чакрой (например аджна чакре соответствует гипофиз), а следовательно активизируя работу той или иной железы можно так же влиять и на чакры. Но не только на чакры, а и на большинство процессов в нашем организме, потому как они управляются гормонами.

Кроме того, технология Кундалини Йоги позволяет лучше осознавать свои чувства и мысли. В процессе практики более ярко проявляется способность наблюдать за своей внутренней и внешней реальностью, быть честным с самим собой. Йогин сможет получить заряд бодрости, жизненной энергии и прекрасного настроения на первом же занятии.

Элементы практики — это медитации, мантры, динамические и статические упражнения, дыхательные техники и релаксации. В Кундалини Йоге эти элементы сплетены в тонкую и точную технологию и используются на каждом занятии.

В основу практики положены крийи — последовательность динамических, статических упражнений и релаксаций, направленная на достижение конкретного эффекта (например, крийя облегчающая прохождение энергии вдоль позвоночника или крийя для высвобождения накопленной боли.)

Каждый класс начинается с пения инициирующей мантры, которая через вибрацию верхнего нёба активизирует работу гипофиза, что позволяет повысить чувствительность, улучшить концентрацию внимания на внутренних сигналах и ощущениях, а кроме того делает занятие более комфортным, т. к. увеличивается количество эндорфинов (гормона удовольствия). Затем пранаяма, разминка для позвоночника, растяжки, сама крийя и большая релаксация. В зависимости от выполняемого комплекса упражнений медитация либо предшествует релаксации, либо делается после. Завершается занятие пением заключительной мантры.

Кундалини йога – это йога осознанности. Занимаясь кундалини йогой, развивается способность наблюдать свои желания, эмоции, мысли, ощущения. Что позволяет лучше понимать себя.

Кундалини йога это «социальная йога». То есть практика не требует ухода от общества в «пещеры», а скорее наоборот дает силы и энергию, для того чтобы ярко проявляться в повседневной жизни, будь то семья, работа или любимое дело. Новый уровень осознанности, вдохновение и здоровье, черпаемые из практики, позволят соответствовать быстрому ритму современного человека и его задачам.

Курма

Один из младших вайю (см.), жизненных ветров.

Кутастха

То, что стоит выше или вне иллюзии (см.). В человеке это атма, или подлинное Я человека. В "Бхагавад-Гите" кутастхой именуется человек, нашедший удовлетворение в знаниях и опыте, овладевший своими чувствами и с одинаково ровным почтением относящийся к горсти земли, камню и слитку золота, особенно если это ровное уважение распространяется на доброжелателей, друзей, врагов, незнакомцев, нейтральных людей, ненавистиков, родственников, святых и грешников.

Кухтастха

Буквально: "вышестоящее". Понятие, применяемое к Я, которое неизменно и стоит выше изменчивых явлений мира, как объективного, так и субъективного. Кутхастхой именуется также человек, стоящий у основания корней генеалогического древа семейства. Высота йога, единого со своим духовным Я, заключается в том, что он сохраняет свою подлинную суть несмотря на любые внешние изменения, что рассматривается на примере наковальни (кута) кузнеца, с помощью которой придается форма множеству изделий, но без изменения формы самой наковальни.

Кхи Йога

Кхи Йога – это оздоровительное направление школы вьетнамского боевого искусства Там Куи Кхи-Конг. Хранитель традиции школы Там Куи Кхи-Конг, основатель и глава Федерации — Тхиен Зуен. Практикует метод более 30 лет, в жизни придерживается принципов ненасилия и сострадания ко всему живому.

    В Кхи Йоге несколько базовых разделов:
  • Девять упражнений для развития пояса Кхи (пояса энергии), для оздоровления нижнего отдела позвоночника и почек. Если почки в хорошем состоянии, человек здоров, привлекателен, добр, настроен на творческий подход.
  • Статические упражнения для развития сухожилий — для улучшения циркуляции энергии и крови во всем организме, активизация процессов очищения организма.
  • «Железная рубашка» — подготовка тела к получению более высоких духовных энергий. Оказывая стрессовое воздействие, «железная рубашка» заставляет тело адаптироваться, перестраивать все структуры, активизировать обменные процессы, избавляться от лишнего веса.
  • Тао, или «форма». Комплекс движений, который повторяется тысячи раз, пока не усвоится на подсознательном уровне. Это подобно всплеску энергии, которым можно овладеть и возобновлять по своему желанию.
  • Практика асан в Кхи Йоге напоминает классическую йогу, только без слишком сложных асан и длинных последовательностей.
  • Практика дыхания, она присутствует в каждом разделе Кхи Йоги, однако к серьёзной практике дыхания нужно приступать только после значительной, плодотворной работы с телом.

Занимаясь по методике Кхи Йоги, человек избавляется от болезней, лишнего веса, стресса и переутомления, восстанавливает энергетический баланс и жизненные силы. Так, шаг за шагом, он приближается к гармонии со своим телом. Очищаются каналы, разрушаются грубые энергии. Ум подготавливается для медитации (Тхиен). Регулярная практика Кхи Йоги пробуждает духовную силу, дарит духовный свет, счастье и покой ума. Процесс занятий приносит радость, удовлетворение от успехов в постижении уникального и интереснейшего направления йоги

Кшетра

"Поле". Термин, используемый для обозначения всей сферы, области проявленного мира и всех объектов в ней. С ним связано понятие "постигший поле" (кшетраджня), которое обозначает подлинное Я, или атму.

Кшетраджня

Познавший поле (кшетра), или свое тело. Тело является полем действия владыки, хозяина тела, внутреннего Я. Оно состоит из восьми форм материи, пять из которых объективны (стихии земли, воды, огня, воздуха и эфира), а три — субъективны и представляют собой манас, буддхи и аханкара (см.). В "Гарбха-Упанишаде" говорится, что посредством буддхи человек знает и оценивает, посредством манаса он размышляет и воображает, посредством читты он распознает и вспоминает, а посредством аханкары — ощущает себя личностью, Я.

© 2011-2015 YogaTrain.ru все права защищены