Разделы
X
Разделы на Главной
X
Лучшие 10 статей
X
Лучшие 10 упражнений
X
Алфавитный указатель - Словарь Йоги
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Э | Ю | Я

Словарь Йоги, литера "М"

Словарь йоги (33/700)

Майя

Часто переводится как "Иллюзия". Это подразумевает доктрину о том, что все, что ощущается в проявленном мире, иллюзорно. Это, однако, не означает ощущения несуществующего, то есть восприятия того, чего нет; иллюзия означает, что нечто — Реальность — существует, но мы воспринимаем и видим ее неверно, в ложных формах.

Майя обладает двумя свойствами: наложение покрова (аварана) и отбрасывание, усечение (викшепа). Первое подобно вуали, скрывающей нечто, так что многое, существующее в божественном мире, становится невидимым в проявленном мире. Второе свойство означает то, что происходит, когда разум приступает к своей деятельности с доступным, оставшимся после того, как на реальность наброшена вуаль авараны. Сначала активность включает в себя напряженный труд, но небольшое использование интеллекта, хотя со временем разум добивается все большей и большей упорядоченности и гармоничности объектов и форм. Тем не менее и в упорядоченности, и в хаотичности, и в изменчивости присутствует "иллюзия", и сознание должно преодолеть ее для освобождения от оков субъективного и объективного мира.

Конечно же, не существует ничего помимо Реальности, однако когда большая ее часть скрыта, как женское лицо, спрятанное за наложенными друг за друга полупрозрачными вуалями, мало что Реального можно увидеть, хотя все, что видимо, является по-прежнему Реальностью — лицо за вуалями остается одним и тем же. Таким образом, иллюзия возникает из-за нашей неспособности проникнуть взором сквозь покровы Реальности, ибо большинство наших желаний расположены по нашу сторону покровов; однако полной иллюзии, только лишь иллюзии в наших ощущениях не бывает никогда.

Понятие майя часто сопровождается прилагательным "неописуемая" (анирвачанийя); это означает, что ее нельзя однозначно описать как реальную или нереальную, поскольку майя относительно реальна в пределах майи, но полное поле майи (или разделение, или относительность) нереально, но представляет собой только лишь совокупность множества иллюзий. С точки зрения метафизики, любой объект, даже ментальный, может быть полностью (то есть правильно) познан только путем сравнения с другими и понимания его отношений со всеми остальными, и его причиной является все, включая его самого; этим и определяется его реальность. С этой позиции, нереальное может служить средством пробуждения к реальности, подобно Приснившейся Змее (см.).

Макрокосм

Весь мир, или Вселенная, как внешняя по отношению к микрокосму, внутреннему миру человеческого существа. Подобно трем упадхи (см.) микрокосма, существуют три состояния макрокосма, а именно авьякта (буквально: "непроявленность"), хираньягарбха (буквально: "золотой росток" — имя Вишну), и вират (материальный, проявленный мир).

Манас

Орган действия разума, внутренний инструмент (антахкарана, см.), способный создавать и изменять объективные предметы. Он представляет собой мыслительную энергию, или функцию, которая в человеке проявляется в основном посредством его тела, и в гораздо меньшей степени — более тонкими способами, например, в форме телепатии, которые практически неактивны, если разум недостаточно развит и натренирован или не пребывает в предельно возбужденном состоянии. Поскольку большинство людей думают обычно в форме свободного и беспорядочного течения мыслей, это создает соответствующую психическую атмосферу (см. Телепатия; Высший Разум).

Манипурака Чакра

Колесо, или лотос, расположенный на уровне пупка. У него десять лепестков зеленого или серого цвета (цвета облаков), которым соответствуют звуки "д" (церебральный), "дх" (церебральный), "н" (церебральный), "т" (зубной), "тх" (зубной), "д" (зубной), "дх" (зубной), "н" (зубной), "п" и "пх". Животное, символизирующее эту чакру — баран, который, как считается, имеет более вспыльчивый темперамент, чем слон или дельфин (макара), и поэтому более подходит к характеру объективного разума, энергично стремящегося к обладанию, познанию и использованию внешних объектов.

Биджа мантра этой чакры — слог рам, заключенный в огненный треугольник со свастикой на каждом ребре. Чакра связывается с Брахмой, но именно с точки зрения мыслительного аспекта Брахмы, представленного в человеческом разуме на низших стадиях в форме планирования с целью получения материальных предметов, а на высших уровнях — как созидательная деятельность (см. также крийяшакти). Существует разница во мнениях по поводу божеств, соответствующих различным чакрам, но этот вопрос не является принципиальным и не вызывает серьезных конфликтов, поскольку внутри колес также существуют колеса, и каждый гуру, или учитель следует особому пути, который наиболее подходит ему и его ученикам. См. также Муладхара Чакра; Чакры.

Маномайя Коша

Третее тело согласно классификации системы Йоги Патанджали. Маномайя коша это ментальное тело. Третье еще больше, чем второе, еще тоньше, чем второе, еще выше, чем второе. У животных есть второе тело, но у них нет третьего тела. Животные такие жизненные. Посмотрите на льва — как он ходит, с какой красотой, с какой грацией, с каким величием. Человек всегда завидует льву. Посмотрите на то, как бежит олень, какой он невесомый, сколько в нем энергии, какой это прекрасный образчик энергии. Люди всегда завидовали животным. Но дело в том, что человеческая энергия движется выше.

Третье тело, маномайя коша — ментальное тело (в системе Патанджали). Оно больше, оно более специфичное, чем второе. Если вы не будете его растить, вы будете оставаться просто подобием человека, а не истинным человеком. Слово «человек» происходит от слова «маномайя». На английском языке это слово в точности совпадает с санскритским корнем «ман». Индуистское слово для человека — манушья. Оно тоже проистекает от того же корня «ман», потому что именно ум делает вас человеком, но в большей или меньшей степени у вас его нет. То, что у вас есть вместо него — это просто механизм обусловленности. Вы живете благодаря имитации, и тогда в вас нет ума, но когда вы начинаете жить сами, спонтанно, когда вы начинаете отвечать на трудности вашей жизни самостоятельно, когда вы становитесь ответственными, вы начинаете выращивать маномайя кошу, и тогда растет тело ума.

Обычно если вы индуист, мусульманин или христианин, у вас ум заимствованный. Это не ваш ум. Может быть, Христос достиг великого взрыва маномайя коша, и тогда люди начали просто повторять за ним, и это повторение становится препятствием в росте. Это повторение будет препятствием. Не повторяйте, скорее, пытайтесь понять. Станьте все более и более жизненными, искренними, ответственными. Даже если есть возможность отклонения, отклонитесь, потому что вы не сможете расти, если вы будете бояться совершать ошибки. А ошибки прекрасны. Ошибки должны быть совершены. Но никогда не совершайте одну и ту же ошибку снова, но вместе с тем не бойтесь совершать ошибки. Люди, которые так сильно боятся ошибок, никогда не растут. Они продолжают сидеть на своем месте и боятся двигаться.

Ум растет, когда вы сталкиваетесь с ситуациями лицом к лицу, самостоятельно. Когда вы используете свою собственную энергию для того, чтобы решить эти ситуации. Когда вы не спрашиваете совета у других. Когда вы берете вожжи управления в свои собственные руки. Вот что я имею в виду, когда говорю, чтобы вы самостоятельно решали свои трудности. Допустим, у вас трудность. Конечно, более безопасно следовать за другими. Это удобно: следовать за обществом, следовать за обыденными традициями, писаниями. Это очень легко, потому что каждый так поступает. Каждый следует, и вы должны стать просто мертвой частью стада, вы должны двигаться просто вместе со стадом, куда бы оно ни шло, и вы лишаетесь всякой ответственности. Ваше ментальное тело, маномайя коша, будет страдать необыкновенно, будет чрезвычайно страдать. Оно не будет расти. У вас не будет вашего собственного ума, вы будете упускать нечто очень-очень прекрасное, нечто, что действует как мост к высшему росту.

Мантра

Священное слово или фраза, обладающее духовной значимостью и силой, которые выводят за пределы ума.

Вибрационные техники (мантры) – одной из древнейших в истории человечества практикой является повторение мантр – определенных наборов звуков, резонансно воздействующих на отдельные участки головного мозга или тела. Согласно исследованиям современных нейропсихологов, практика произнесения мантр действительно изменяет относительные амплитуды ритмов мозга, что способствует достижению измененных состояний сознания. Мантры не следует путать с молитвами и формами, предназначенными для словесного самовнушения, поскольку они могут не иметь смысловой нагрузки (хотя могут и иметь). Не является принципиально значимым и символический аспект мантр. Правда, некоторые мантры имели символический смысл, например, шесть слогов основной мантры тибетского буддизма Ом мани падме хум соотносились с шестью мирами буддийской космогонии, но это скорее исключение.

К сожалению, механизмы психологического воздействия мантр изучены слабо. Возможно, ключом к пониманию такого воздействия являются исследования фоносемантики относительно первичных значений звуков, а также схемы соответствий различных зон человеческого тела звукам различным звукам.

Мантра Йога

Мантра Йога — методика самосовершенствования, основанная на древнем знании о звуке и его воздействии на ум, тело человека и даже на окружающее пространство. Мантра Йога считается одним из самых совершенных способов обретения духовных сил и расширения сознания.

В отличие от хатха-йоги, мантра йога не предполагает какого-либо физического насилия над собой. Более того, в некоторых религиозные традициях предполагается, что современный человек уже неспособен прийти к вершинам осознания через хатха-йогу, поэтому мантра-йога сейчас более чем актуальна. В том или ином виде чтение мантр, молитв, произнесение священных звуков на протяжении тысячелетий используют все религии, что подтверждает эффективность этой практики.

    Мантра Йога имеет многогранное действие:
  • Успокаивает ум, вырабатывает ментальную стойкость.
  • Обладает эффектом пранаямы: задавая ритм вдоха и выдоха, изменяет соотношение концентрации кислорода и углекислого газа в организме, что ведет к расширению адаптивных способностей организма, общей устойчивости к переживанию измененных состояний сознания.
  • Звуки, обладающие разными волновыми характеристиками, точечно воздействуют на эндокринные железы. Создаваемый таким путем гормональный «коктейль» способен восстанавливать функции внутренних органов, вызвать вызывать определенные эмоциональные состояния. Благодаря этому эффекту существуют мантры, направленные на выполнение конкретных задач: счастье, долголетие, благополучие, исцеление и т.д.
  • Ну и конечно, невероятную силу имеет само обращение к святым именам - молитва святым, которые осознанно взяли на себя роль помощников тем, кто встал на путь освобождения.

Мантраяна

Мантраяна – другие названия – Ваджраяна, Тантра, Тантраяна, Тантрийский буддизм. Санскр., алмазная колесница – тантрическое направление буддизма, возникшее внутри Махаяны в V в. н.э. Вероятно, в основе Мантраяны лежит индийский тантризм, однако большинство современных исследователей отвергают эту точку зрения, выделяя буддийский тантризм как самостоятельно развивающееся направление. Ваджрояна распространена в Тибете, Непале, Японии (школа Сингон-сю). Ранее была распространена на Шри-Ланке, в Индонезии, Китае. Начиная с VIII в. н.э. начали возникать отдельные школы Мантраяны: Ньингмапа, Кагьюпа, Кармапа, Дугпа, Сакьяпа, Кадампа. Все они, за исключением Кадампа, сохранились до настоящего времени. В Тибете Мантраяна считается венцом учения Будды, она основана на концепции Адибудды – верховного единого божества, по отношению к которому отдельные будды (в том числе исторический Гаутама) считаются только формами воплощения. В Мантраяне разработана чёткая иерархия существ: будды, бодхисаттвы, пратьекабудды, архаты, идамы, учителя веры, местные божества. По сути, Мантраяна – оккультная модификация буддизма. Главным средством достижения просветления в Мантраяне считается не достоинства человека – парамиты, а тайная мантра. Путь тайной мантры значит, могущественнее и может привести к достижению состояния будды не за много кальп, как в обычной махаяне, а за одну жизнь. Средством достижения состояние будды в Мантраяне считается йогическая практика в сочетании с магической, медитация, чтение мантр, почитание духовного наставника.

Матра

Форма речи, оказывающая существенное влияние на разум, эмоции тела и даже на внешние предметы. Идея того, что определенные слова и фразы могут быть подобным образом эффективны, основана на убеждении, что любое движение сопровождается звуком, хотя многие движения в Природе издают звуки, недоступные человеческому уху. Более того, эти звуки на самом деле представляют собой слова или утверждения, значение которых может быть понято знающим — в этом случае возможно понимание совершенной связи, или овладение универсальным "языком". Далее, в соответствии с тем фактом, что в реальном мире функция предшествует структуре, произнесенному слову предшествует мысль, которая в свою очередь является созидательной силой.

Все звуки и слова, используемые человеческими существами, выражают влияние разума на материю. Если они используются и организуются человеком, обладающим знаниями в этом вопросе, могут формироваться слова или фразы силы. Такого человека в древней Индии называли творцом мантр (мантракара). Священные тексты содержат множество великих мантр, величайшей из которых является слово Ом (см.). См. также Аджапа Мантра; Биджа Мантра; Гайятри Мантра; Джапа; Шанти; "Тат Твам Аси".

Матха

Монастырь, в котором люди могут заниматься йогой без помех внешнего мира, и обычно, если необходимо, с помощью других учеников — строго говоря, монахов, — людей, посвятивших себя по крайней мере на некоторое время постижению философии йоги. Обычно рекомендуют основывать подобное учреждение в месте на хорошей земле, не каменистой и не сырой, неподверженной землетрясениям и вулканическим воздействиям; разумеется, желательно благорасположение и невмешательство правительства или правителя этой земли. Если речь идет о личной "комнате для медитаций", то древние выдвигают не очень строгие рекомендации: комната должна быть среднего размера и расположения по высоте, иметь одну лишь маленькую дверь, не иметь окон, и быть чистой. Она может представлять собой небольшой дворик, окруженный стеной. В таком дворике следует иметь колодец и место для сидения.

Мауна

Молчание, воздержание от речи. Всегда считается желательным не распространяться о собственной практике йоги, отчасти потому, что это может быть свидетельством того, что человек более заинтересован в разговорах о ней, чем в самой йоге; с другой стороны оттого, что в медитации могут возникать небольшие возмущения из-за любопытства других людей, чьи мыслеформы достигают медитирующего телепатически. Того, кто намеренно практикует молчание, называют муни (см.).

Мауна означает также то молчание, которое неизбежно возникает в случаях такого глубокого знания или опыта, который не может быть выражен словами, ибо его невозможно сравнить с каким-либо привычным опытом тела или разума.

Махабхарата

Один из двух великих поэтических эпосов древней Индии (вторым является "Рамаяна"). "Махабхарата" особенно примечательна тем, что включает знаменитый текст по йоге, "Бхагавад-Гиту" (см.). Оба классических эпоса наполнены указаниями о пути йоги в жизни.

Махабхута

Пять материальных стихий, элементов, или состояний материи. Наши "химические элементы" не совпадают с ними, но представляют собой составленные из них формы. См. Стихии.

Махасамадхи

Великое и заключительное Самадхи, которое останавливает сердце практикующего. Это окончательный, радостный и безмятежный уход из жизни.

Махат-грантхи

Энергетический узел Изначальной Силы. Его главные органы - шишковидная железа и, конечно же, кора больших полушарий головного мозга. Махат-грантхи - тонкое образование, посредством которого в человеке воплощается Бог. Этот узел отвечает за все функции духовной интуиции и высшей сознательности человека, а также производит тонкий флюид, именуемый Сома-дхара ( Сома (санскр.) - нектар, сок луны; дхара (санскр.) - поток, ливень.), который, насыщая все тело, является первоосновой человеческого воплощения.

Именно посредством этого потока осуществляется высшая координация всей функциональной деятельности тонкого и плотного организмов во времени и пространстве. В самой середине Махат-грантхи находится Брахмарандхра - ось вихря Сахасрара-чакры - воплощение чистого безобъектного сознания высшей разумности, находящейся пределами проявлений трех гун.

Лица с явно доминирующей функцией Махат-грантхи встречаю крайне редко, поскольку они -величайшие из великих, им поклоняются как воплощенным божествам, им доступны любые достижения в каких угодно сферах человеческой деятельности, но обычно они не стараются реализовать себя в чем-то конкретном. Они - боги в мире смерти от рождения имеющие внутреннее право на полную свободу, им просто незачем обретать признание, богатство и славу. Они и так целостны, самодостаточны и мудры настолько, что познают этот мир и все стоящее за его проявлениями, не вовлекаясь в суету исследования сферы земного существования посредством деяния и страданий.

Их задача - просто время от времени тенью появляться здесь, на земле, слегка касаясь жизни человечества и этим незаметно изменяя ход ее самых глубинных и основополагающих процессов, ненавязчиво проходить мимо жаждущих, страждущих, борющихся, заблудших, самовлюбленных, самоотверженных и всех прочих вовлеченных, чтобы те, замечая их, видели: есть что-то еще и это что-то стоит попыток прорваться сквозь весь этот ад. После рождения они очень быстро достигают полноты и целостности осознания, после чего личная сила и божественная самодостаточность никогда уже не покидают их до самого конца их земной жизни. Никакие поступки - как собственные, так и других людей, не могут запятнать их, они остаются чистыми и не связанными ничем после любых перипетий и жизненных коллизий. Никакие чувственные стимулы не в состоянии поколебать устойчивость их непривязанности и отрешенности.

Они до самых глубин понимают все тонкости мотивов, заставляющих людей действовать и страдать, и потому, оставаясь бесстрастными наблюдателями, в то же время являются средоточием величайшей мудрости, чуткости и сострадания. Тяготы жизни, печали, болезни, физические страдания и катаклизмы не в силах поколебать глубинное спокойствие и мир, царящий в сознании этих людей, нарушить полноту и целостность их мировосприятия.

У обычных людей деятельность Махат-грантхи выражена, как правило, слабо. Очень часто встречаются индивиды, у которых отсутствует явное преобладание какого-либо конкретного из шести энергетических узлов, но вместо этого доминирующими являются два, три и даже более грантхи, причем уровень их функциональной активности примерно одинаков.

Махатма

Буквально: "Великая Душа". Это звание обычно дается высокоразвитым человеческим существам. В "Бхагавад-Гите" оно применяется к тем, кто непрерывно осознает вездесущность Божественного.

Медитация

Медитация: продолжительное умственное усилие, направленное на выбранный объект или мысль. Она представляет собой наполненное течение мыслей, имеющее характер концентрации — усилие концентрации при этом исчезает, но сосредоточение остается в форме установленного в течение определенного периода времени режима воли. Наполненное течение мыслей подразумевает, что воедино собираются все относящиеся к объекту мысли, которые человек способен найти в своем разуме. При желании можно использовать стандартные умственные ассоциации, или "пути мыслей"; в этом случае человеку следует сформулировать и ответить на вопросы по следующим схемам: (1) В сравнительном отношении, какие другие объекты относятся к тому же типу или классу, чем они похожи и чем отличаются от данного объекта? (2) Каковы части объекта и какие его функции они выполняют; частью какого большего объекта он является? (3) Каковы качества объекта, как они связаны друг с другом и с целым; какому большему объекту присуще каждое из этих качеств? (4) Какие примечательные ощущения и мысли, непосредственно относящиеся к этому объекту, я испытывал, видя, слыша и думая о нем?

Практика медитации может начинаться с простых конкретных объектов, затем переходить к сложным конкретным объектам, затем к простым абстрактным, и в конце концов — к сложным абстрактным.

Медитация очищает разум, который обычно пребывает в беспорядке, и образно выражаясь, смазывает его, делает более гибким, так что когда сила разума применяется в действии, в нем легко возникает целый фейерверк мыслей. Полностью успешная медитация избавляет разум от любых ошибок и противоречий, готовит его к новым ментальным опытам и восприятию интуиции. Она также повышает способность разума схватывать на лету, увеличивая объем области его внимания, что достигается практикой концентрации. См. также Нидидхьясана; Плоды Медитации.

Меруданда

Исполненное символичности название позвоночника: согласно древним легендам, все существующее в мире было создано из молочного океана, в котором стояла гора Меру. Обвив вокруг горы великого змея вечности, или времени, боги и демоны, тянувшие змея с разных сторон, взбили океан, используя гору как пестик (данда).

Микрокосм

Весь мир, или Вселенная, как внешняя по отношению к микрокосму, внутреннему миру человеческого существа. Подобно трем упадхи микрокосма, существуют три состояния макрокосма, а именно авьякта (буквально: "непроявленность"), хираньягарбха (буквально: "золотой росток" — имя Вишну), и вират (материальный, проявленный мир).

Митхья

Ошибочность, которая должна быть преодолена для достижения освобождения, или реализации подлинного Я.

Многообразие

Одна из трех Божественных сил, вместе с Единством (см.) и Гармонией (см.). В священных текстах говорится, что Единый пожелал быть множественным, и тогда возникло Многообразие. Однако не может быть разнообразия без индивидуальности, а личность подразумевает Единство. В историях сотворения мира сохранения Многообразия доверено Брахме, а поддержание Гармонии — Вишну, тогда как Единство есть неотъемлемое свойство Всего и, следовательно, в охранении не нуждается; однако Единство в Индивидуальности поддерживает незримое присутствие Шивы.

Мокша

Освобождение (см.), окончательное духовное достижение человеческого существа; цель человеческого существования. То же, что нирвана (см.); кайвалья (см.).

Молитва

Попытка человека, чувствующего свою слабость, призвать или настроиться на высшие силы, и получить от них помощь. В практиках йоги молитвы не используются, ибо йога не имеет объективных целей.

Мондо

Понятие, используемое в дзен-буддизме. Оно означает внезапный вопрос, заданный учителем, на который ученик должен, не задумываясь, дать немедленный ответ, тем более что вопрос обычно формулируется таким образом, что логический ответ на него невозможен. Спонтанный ответ ученика может представлять собой просто восклицание, однако бдительность незаполненного мыслями разума, как предполагается, способна обеспечить ученику новый опыт и новые ощущения.

Монизм

Буквально: "недвойственное, недвусмысленное" — то, для чего не существует противоположности. Понятие используется в веданте по отношению к Брахману, который есть монистическая Реальность, обладающая характером Единства. См. также Двайта.

Моха

Невежество и глупость, вместе с сопровождающими их несчастьями (шока), возникающие в результате незнания фактов жизни, которые можно наблюдать в житейских учениях и философиях.

Мудра

Разнообразные физические упражнения хатха-йоги, количество которых варьируется от десяти до двадцати пяти, которые в определенной степени используются для оздоровления тела, но главным образом — для достижения психической силы и опыта, включая пробуждение кундалини (см.). Большинство из них достаточно опасно, и они должны выполняться под непосредственным наблюдением учителя. С точки зрения раджа-йоги они не необходимы. Чтобы показать их общую идею, ниже описаны наиболее известные мудры.

  • Кхечари-мудра. Постепенное удлинение языка в течение срока около шести месяцев. В результате он может выгибаться назад и достигать полости гортани в глубине неба. Затем, при полной остановке дыхания, иногда сопровождаемой запечатыванием остальных отверстий тела промасленными хлопчатобумажными тампонами, йог может оставаться в трансе, с остановленным дыханием, до сорока дней и дольше. Некоторые экспериментальные опыты этого явления имеют письменные доказательства.
  • Уддияна-мудра. Сокращение брюшных мышц, прижимающее кишечник к позвоночнику. Это полезно для укрепления этих мышц и обучения их привычке втянутого живота. Это упражнение особенно полезно для современных людей, ведующих сидячий образ жизни, и его рекомендуется выполнять один-два раза в день по сотне втягиваний и отпусканий мышц. Упражнение должно завершаться в положении подтянутости, и затем не должно происходить волевого, осознанного решения расслабить мышцы. Во время втягивания живота полезным дополнением могут стать упражнения глубокого дыхания, однако оно должно сопровождаться сознательным расширением необходимых мышц, а не просто в форме обычных вдохов и выдохов. Эта мудра считается замечательной для сохранения молодости. Упражнение может разнообразиться отдельной работой с правой и левой стороной, а не только втягиванием центральной части брюшины.
  • Випаритакарани. Человек ложится на спину с руками, опущенными на землю. Сначала вверх поднимаются ноги, затем нижняя часть спины, опирающаяся при этом на руки, локти которых упираются в землю, поддерживая вес нижней части тела. Ноги при этом могут совершать легкое круговое движение.
  • Пасини-мудра. Ноги заплетаются вокруг шеи, как петля (паша).
  • Каки-мудра. Губы вытягиваются так, чтобы они походили на клюв вороны (кака), и через них очень медленно втягивается воздух.
  • Матангини-мудра. Называется также "мудра слона", так как слоны любят входить в воду, втягивать воду хоботом и с силой выталкивать ее наружу, часто перебрасывая хобот за спину. Человек входит в воду по шею, втягивает немного воды носом и выпускает ее через рот. Затем он втягивает воду ртом и выпускает через ноздри.

Мудрость

Мудрость отличается от простого знания, ибо представляет собой знание природы одушевленного. Мы обитаем среди двух типов объектов — материальных вещей и живых существ, в частности, среди человеческих существ. Для нас дорого — нам нравится — то, что приносит нам добро. Однако наибольшую ценность среди всего вокруг представляют сосуществующие рядом с нами люди — величайшие и лучшие "вещи". Без них наши жизни действительно были бы несчастными. Те нежные чувства, которые мы испытываем к ним, уже нельзя называть словом нравиться — они становятся любовью, во всех формах ее проявления, от дружелюбия и доброй воли до огромной привязанности. Предельная осознанность жизни окружающих нас живых существ есть мудрость (буддхи); проявлением этой мудрости является также оценка значимости любого живого творения только с точки зрения его благополучия (см. также Карма-йога; Антахкарана).

Мудры

Мудры - это сложение особым образом пальцев рук, имеющее целительную силу. Мудры воздействуют на потоки энергии в организме человека, от правильной циркуляции которой, зависит его здоровье.

Количество мудр для рук довольно велико, и некоторые из них зачастую можно видеть на изображениях известных йогов и мудрецов. Помимо своего символического значения, а также определенного нейрохимического воздействия, они обладают способностью пробуждения скрытых сил. При условии достаточно длительной практики, когда сохраняется непоколебимое желание ощутить невыразимый, и не поддающийся описанию смысл мудры, внутренние потенции человека, скрытые от него самого в обычном состоянии, получают возможность актуализации. Именно поэтому общее влияние мудры оказывается очень сильным.

Муладхара Чакра

Колесо, или лотос в основании позвоночника, примерно посредине между анусом и половыми органами. Он имеет четыре лепестка красного цвета, которым соответствуют звуки "в", "ш" (небный), "ш" (церебральный) и "с". В центре чакры расположен огненный треугольник (в котором пребывает свернутая кольцами кундалини) в желтом квадрате, символизирующем материальный принцип земли; часто в нем изображают слона, означающего физическую силу и постоянство — силы, с помощью которых земля удерживает свою трехмерную форму. Биджа мантра (см.) этой стихий и этой чакры — слог лам; это основной слог, а звуки лепестков могут дополнять и изменять его.

При медитации на чакре, то есть на символе, ее изображающем, или медитации в чакре, следует вызывать чувство глубокой веры, преданности и желание служить целям одной из трех величайших Божественных Сил, представляемых Шивой, Вишну и Брахмой, на которые подразделяются все предметы. Это служение может относиться к внешним предметам, целям и действиям, равно как и к усилиям внутреннего Я, направленным к его реализации и полному выражению силы собственного бытия. Поскольку Брахму можно представлять состоящим из трех аспектов, чакра явлется преобладающим аспектом, волей Брахмы, хотя все три низшие чакры (муладхара, свадхиштхана и манипурака), в основном, пребывают под управлением силы Брахмы, который, разумеется, имеет три формы самого себя, связанные с тамасом и волей, раджасом и желанием, саттвой и интеллектуальным порядком, соответственно. Благоговение перед силой Брахмы на низшем уровне означает поклонение материальному искушению, а на высших уровнях человеческой жизни — разумную оценку и использование материальных предметов; таким образом, новичку не рекомендуется медитировать и поддаваться влиянию этих трех чакр. Однако человек с развитым буддхи способен стать их хозяином и извлечь пользу из их возможностей и жизненных сил.

Мумукшутва

Желание освобождения от ограниченностей перерождений и проявленного существования. Это не просто желание в обычном смысле слова, но внутреннее пробуждение духовного восприятия, вследствие чего человек начинает осознавать несоответствия нашего настоящего бытия, сознания и счастья. Это ощущение становится настолько сильным и чистым, что человек не может признать ничто из уже известного, даже в идеализированной форме, как удовлетворительное; такое состояние можно назвать духовным голодом. Это четвертое из условий, которые выдвигает веданта как требования правильного и успешного пути осознания себя в Брахмане. См. также Садхана.

Муни

Практикующий молчание (мауна, см.) или воздержание от речи. Этот термин часто применяется к раджа-йогам или философам, так как считается, что они обращены к истинам, с точки зрения метафизики пребывающим вне пределов возможности сравнения с обычными свойствами тела и разума. Такой человек может говорить или беседовать о чем-то, что возможно обсуждать и выражать словами, но тем не менее его называют муни.

Мышление

Мышление, размышление и рассуждение чрезвычайно важны в практике йоги. В раджа-йоге медитация есть полное размышление на определенную тему или о некотором объекте (см. Дхьяна), тогда как в джняна-йоге веданты глубокое размышление является первым шагом внутрь себя, к познанию Брахмана (см. Вичара).

© 2011-2015 YogaTrain.ru все права защищены