Разделы
X
Разделы на Главной
X
Лучшие 10 статей
X
Лучшие 10 упражнений
X
Алфавитный указатель - Словарь Йоги
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Э | Ю | Я

Словарь Йоги, литера "Г"

Словарь йоги (14/700)

Гайятри Мантра

Одна из наиболее важных из всех мантр, в прежние времена используемая только брахминами, которая звучит следующим образом: "Ом, бхур, бхува, сва; тат савитур вареньям бхарго девасья дхимахи; дхийо йо на прачодайят. Ом."

Значение основного текста мантры: "Мы медитируем на невыразимой лучезарности блистающего Солнца; пусть Оно направит наше понимание." Интересно использование "мы" и "наше", демонстрирующее желание добра и другим, всем, кто разделяет подобное стремление. Солнце, разумеется, является символом божественного разума.

Обдращение к трем локам (см.), сферам, или мирам (бху и далее) в начале мантры является обычным, хотя иногда оно разворачивается и в нем упоминаются семь составляющих. Обыкновенно они соответствуют физической и эмоциональной областям и области низшего разума, на совершенствование которых направлена мантра. Это совершенство черпается из высших областей, то есть это не означает, что низшие составляющие должны проникать в высшие области.

Гармония

Одна из трех Божественных Сил (двумя другими являются Единство и Многообразие). Лучшим примером гармонии является человеческое тело, в котором все органы и системы помогают друг другу. Гармонией разума является любовь, которая, оставляя практические вопросы интеллекту, способна привести род человеческий к раю на земле, ибо всеобщая жизнь могла бы стать гармоничной, если бы наполнилась вкладами способностей и благих действий каждого человека.

Гархастхья

Вторая ашрама или стадия жизни, заключает в себе принципы семейной жизни.

Гималайская Йога

Гималайскую йогу в Россию привез известный индийский учитель йоги Пилот Баба (Махайог Сомнатх Гириджи).

Занятия по Гималайской йоге обычно состоят из трех основных элементов:

  • Сурья Намаскар (Приветствие Солнцу). При этом используются мантры и несложные визуализации. Так тело и ум настраиваются на практику.
  • Прана-Апана Крийяпранаямы (дыхательные упражнения), которые учат практикующего работать с основными потоками потоком энергии: восходящим и нисходящим. Крия состоит из пяти пранаям с мудрами (символическими жестами, положениями тела или только рук) и бандхами (энергетическими замками). Эти практики помогают физическому и энергетическому очищению человека и успокоению ума.
  • Медитация — главная часть занятия. Медитация бывает «лежачей», в Шавасане, или сидячей, в любой медитативной позе.

Гомеостаз

Совокупность приспособительных реакций живых систем, направленная на устранение или максимальное ограничение воздействия внешних или внутренних факторов, которые нарушают относительное динамическое постоянство внутренней среды организма. Фон Берталанфи определил Гомеостаз как «текущее равновесие».

Гонг Йога

Гонг Йога использует звук гонга в сочетании с классическими практики йоги, чтобы создать состояние спонтанной медитации и терапевтического расслабления, которое облегчает движение праны (жизненную энергию) через тело для исцеления и пробудить сознание для трансформации.

Использование гонга в йоге и медитации, пришло из Кундалини Йоги. Мастера в Индии пробуждали через звуки гонга в практикующем интуитивные способности и трансцендентное состояние бытия.

Гонг Йога

Практика Гонг Йоги включает в себя последовательность асан, мудр, бандх, пранаям и мантр, чтобы открыть поток энергии и создать состояние тела, пребывающего в глубокой релаксации и медитации. В таком состоянии звуки Гонга очищают подсознание и пробуждают у практикующего трансцендентное состояние сознания.

Гонг Йога может быть интегрирована во все йогические практики и упражнения йогатерапии опытным учителем, который понимает силу и способность гонга, чтобы изменить сознание и увеличить лечебный эффект при воздействии гонга.

Город Девяти Врат

Образ, обозначающий физическое тело, которое имеет два глаза, два уха, две ноздри, рот и два нижних отверстия. См. также Физическое Тело; Символические Образы.

Грантхи

Буквально: "узлы". Существуют три грантхи: чакры в основании тела (муладхара чакра), в области сердца (анахата чакра) и в междубровье (аджня чакра). Утверждается, что в своем путешествии вверх по позвоночнику кундалини должна пробиться через эти узлы. Первый иногда называют узлом Брахмы, второй — узлом Вишну, и третий — узлом Шивы. Они указывают на три стадии, через которые должно пройти человеческое сознание для полного избавления от всех оков и достижения совершенного единения со своим подлинным Я. Первая стадия соответствует первым трем чакрам (связанным с физическими и эмоциональными проявлениями и функциями низшего ума).

Вторая стадия соответствует следующим трем чакрам (связанным с разумом, буддхи и ахамкара, среди которых фокусом является буддхи как связанное с восприятием действительного сознания, в отличие от ощущений материального существования, которому сознание предается в низшей области первых трех областей). Третья стадия связана с подлинным Я, пребывающем вне действующего сознания. До тех пор, пока сознание рассматривает самое себя как действующее (мыслящее, любящее и проявляющее волю), оно находится в зависимости от этих действий, выполняя их и наслаждаясь ими; в этом проявлении его иногда называют высшим Я. Но оно должно пробиться сквозь эту преграду путем самого высшего различения (вивека), разрушающего последние остатки того неведения (авидья), по причине которого сознание ошибочно принимает высшее Я за подлинное Я. Йог становится ведантистом в тот момент, когда его мышление и понимание достигают окончательного восприятия и отдаются своей собственной власти, освобождая таким образом сознание, которое познает самое себя таковым, каково оно есть.

Гуны

Качества Природы. Существуют три гуны: постоянство (тамас, см.), беспокойство (раджас, см.) и упорядоченность (саттва, см.). Развитие всех сущностей Природы проходит через три стадии, соответствующие этим гунам; это относится и к человеку. Сначала есть бездеятельность и вялость; из них вырастает пренебрежение, ведущее к страданиям (например, голоду или холоду). Страдания приводят к проявлению усилий, которые открывают опыт удовольствий (например, вкус пищи). Этот опыт становится началом поиска наслаждений, периода энергичных действий, и когда они становятся привычными, — к подвижности и беспокойству. Чрезмерное стремление к удовольствиям и получению наслаждения вновь приводит к страданиям. Это служит основанием для подключения мышления, которое наблюдает собранные факты и законы Природы и устанавливает воздержанность, умеренность, меру, гармонию и порядок. См. также Качества Природы; Дравья, Гуна, Карма.

Гурджиев Георгий Иванович

Гурджиев Георгий Иванович (1877-1949). С детства знал множество языков, хотя систематического образования так и не получил. В период 1896-1922 постигал эзотерику в путешествиях, посетив Среднюю Азию, Афганистан, Монголию, Тибет, Индию, Ассирию, Палестину, Россию, Эфиопию, Судан, Египет, Турцию, Крит, Грецию, Италию, Германию, Англию и Францию. Наибольшее влияние на Гурджиева оказали тайные суфийские братства Гиндункуша и Будд, монастыри Тибета. В 1915-1917 создаёт группы учеников в Санкт-Петербурге и Москве. В СПб встречает П.Д.Успенского, ставшего впоследствии последователем и формирователем идеологии Гурджиева. Революция заставляет Гурджиева эмигрировать на Кавказ, где в 1919 в Тифлисе он создал «Институт гармоничного развития человека», а затем в Турцию, Германию и Францию. В 1922 приобретает замок Авон под Фонтенбло (Chateau Prieure), где воссоздает свой Институт, просуществовавший до 1933 года. В этот период Гурджиев ведет практические занятия с учениками и работает над рукописями книг. В 1933-49 возобновляет свои путешествия, в 1934 вторично посещает США (1-й визит в 1924), где создает в ряде крупных городов группы своих учеников и послед.

    Написал книги:
  • Все и вся
  • Встреча с замечательными людьми
  • Жизнь истина, только когда я есмъ
  • Вестник грядущего добра

Гуру

В древних текстах практикующему йогу часто напоминают о желательности получения информации и указаний от гуру, или учителя. Слово гуру буквально означает "важный человек", тот, чьи слова ценнее самых уважаемых установленных и общепринятых принципов; он не диктатор, но советчик. В современном мире роль гуру по большей части исполняют книги, и многие люди достигают больших успехов в своей практике различных направлений йоги, если следуют книгам с внимательным внутренним различением и умеренностью.

Гуру Йога

Гуру Йога это вид духовного обучения, основанный на особых священных взаимоотношениях между Учителем (Гуру) и учеником, когда ученик полностью принимает авторитет Учителя , полагается на его решения и указания.

Стиль, метод и особенности практики Гуру Йоги целиком на усмотрение Гуру. Основываясь на своем видении и понимании, Гуру определяет практику, наиболее подходящую ученику. Будут это упражнения Хатха Йоги, или Мантра Йоги, или Пранаямы и очистительные упражнения, или Медитации — учителю виднее и зависит от состояния ученика

Безграничное доверие учителю растворяет эго ученика. При этом даже не так важно, насколько правилен выбор учителя. Чем больше ученик верит своему гуру, тем слабее цепи эго. Между тем растворение эго любым путем и есть путь к вершине йогисамадхи, к просветлению. Эффект Гуру Йоги продуктивен в любом виде обучения. Каждый шаг в практике осуществляется, если впереди кто-то уже идет. Легче соблюдать пост, быстрее вырабатывается дисциплина, а результаты практики не приписываются себе и не подкармливают эго, поскольку все решения принимал учитель.

Гхатавастха

Вторая стадия практики йоги, означает понимание тела через практику йоги. Термин обуславливает состояние приближения, достижения, объединения, столкновения, старания, намеренной занятости чем-либо.

Гьяна Йога

Гьяна Йога — Йога Знания . Йога, развивающая интуицию, знание о Вселенной и Боге. Считается, что именно достигнув высоты в данной йоге, человек избавляется от двойственности раз и навсегда, приняв свою судьбу и осознав свое место во Вселенной и в Атмане. Переход к гьяне, видимо, иллюстрируется преходом от Ишвары к Атману в медитативных практиках. Манифест Джняни Йоги — это знаменитый индуистский гимн Песнь саньяси. Не нужно забывать, что все виды йоги — это не разные ступени, где каждая последующая выше предыдущей, а просто разные виды, существующие постольку, поскольку все люди имеют разную конституцию, различные характеры, различные нравы и различный запас жизненной силы.

Путь гьяны считается самым трудным, результат, достигаемый на этом пути, дается гораздо сложнее, чем тот же самый результат на другом. Гьяна Йога, считается, требует от человека большой организации ума, силы интеллекта, воли, способной без помощи других упражнений, держать человека на Пути. Данный подход без помощи других видов йоги для обычного человека может привести к отрицательному результату и не рекомендуется многими Учителями Йоги. Говорят, что только йог, достигший просветления в прошлых рождениях, может практиковать только Гьяни.

© 2011-2015 YogaTrain.ru все права защищены