Разделы
X
Категории
X
Авторы
X
Искать в описании

Йога, три категории ума человека

Человек заключает в себе три ментальных начала, или три подразделения ума, которые все в иерархии находятся ниже плоскости духа. Я — есть дух, а ментальное начало, которым мы пользуемся для своего проявления в физическом мире, принадлежит к низшему порядку. Давайте ознакомимся со значением этих трёх начал в уме человека.

Инстинкт – Кама-Манас

Первой или низшей из трех частей ума является то, что мы называем инстинктивным. Эту часть своего ума человек разделяет с животным миром. Это — первое начало ума, и оно является первым на пути эволюции. В его низших фазах в нём едва заметно сознание, и кажется, что оно состоит из простых ощущений. На своих более высоких ступенях оно уже почти достигает плоскости разума или интеллекта. Инстинктивный ум иногда резко, иногда незаметно переходит в интеллект, как бы сливаясь с ним. Инстинктивный ум совершает очень ценную работу, направляя и поддерживая животную жизнь наших тел, и также неся на себе обязанность поддерживать внешние стороны нашего существования. Он заведует постоянной работой починки и переделки наших тел, обменом веществ, пищеварением, усвоением и прочим — всем тем, что совершается ниже плоскости сознания.

Но это — только небольшая часть работы инстинктивного ума. В этой части ум представляется как бы складом всех наших жизненных опытов, и не только наших, но и опытов всех наших предков по пути эволюции. Всё, что осталось в сознании от первобытных форм животной жизни, до привычек, унаследованных нами от наших родителей — всё находится в заведывании инстинктивного ума. Все стороны животных инстинктов (которые в своё время и на своём месте были необходимы для поддержания жизни) оставили следы на нашем инстинктивном уме, и эти следы иногда заявляют о своём существовании под давлением каких-нибудь необычайных обстоятельств, даже тогда, когда нам кажется, что мы уже давно переросли какую бы то ни было возможность их проявления.

В инстинктивном уме сохраняются следы старых боевых инстинктов животного, все желания, страсти, ненависть, зависть, ревность и прочее, — словом, всё то что мы наследовали от прошлого. Затем, инстинктивный ум есть ум привычек, которые все складываются в нём — большие и малые. Вообще, инстинктивный ум обладает странным содержимым: в нём так много всего, и так разнообразно всё, что в нём находится. Есть многие вещи, которые кажутся совсем ненужными и которые на самом деле очень полезны, и есть вещи, кажущиеся нужными, и которые на самом деле давно следовало бы отбросить.

Инстинктивный ум также является центром, откуда исходят все вожделения, страсти, желания, инстинкты, чувства, ощущения и эмоции. У животных и у первобытного человека инстинктивный ум не имеет над собой никакого контроля, но у развивающегося человека нашего времени инстинктивный ум уже в значительной степени подчинён высшим началам ума, а у человека, достигающего известной степени развития, уже появляются высшие желания — стремления, которые идут от высших частей ума. Инстинктивному уму принадлежат слепые чувства, а также все желания тела. Стремление к физическому обладанию, страсти также принадлежат этой области ума.

Заметьте, что совсем не осуждается деятельность инстинктивного ума и говорится, что его влияние в каком бы то ни было отношении вредно. Всё, что в нём заключается, имеет своё место, многое было необходимо в прошлом, а многое необходимо до сих пор для поддержания физической жизни. Всё правильно на своём месте, есть чувства и эмоции, которые совершенно естественны у существа на известной степени развития, но они же совсем неправильны, когда владеют существом, уже переросшим их. К сожалению, очень часто случается, что личность не может отделаться от атрибутов, которые ей уже давно не нужны. В настоящий момент не идет речь о моральной стороне вопроса и говорится об этом только для того, чтобы вы ясно видели различные стороны ума и понимали их значение. Необходимо, чтобы вы совершенно ясно запомнили, что инстинктивный ум, принадлежа человеку, ни в каком отношении не есть Я человека.

Интеллект – Манас

Следующим по порядку над инстинктивным умом идёт то, что называют интеллектом, то есть та часть ума, которая рассуждает, анализирует, думает и прочее. Стараясь понять эти строки, вы пользуетесь этой способностью, но заметьте, что вы пользуетесь ей, что сама эта способность не вы сами. Точно также ваше Я отлично и от вашего инстинктивного ума, который только что рассматривался. Вы очень легко отделите себя от своего разума, если подумаете об этом хоть одну минуту. Упоминание об этой способности человека, т. е. об интеллекте и его значении, только для того, чтобы помочь вам ясно представить себе, что интеллект есть только орудие истинного Я, а вовсе не само Я, как многие себе рисуют.

Духовный Ум – Буддхи

Третье и высшее умственное начало есть то, что называется духовным. Эта часть ума почти совершенно неизвестна многим представителям современного человечества, но интерес к рассматриваемому здесь вопросу уже показывает, что это начало достигло известного развития. Кого привлекают темы и рассуждения по вопросу о духе, тот уже не может быть чужд развитию духа в себе самом. Эта область ума есть источник того, что именуется гением, вдохновением, духовностью, и всего того, что считается высшим в нашей психике. Все великие идеи и мысли проникают в наше сознание из этой части ума, всё развитие человечества идёт отсюда, все высокие отвлечённые идеи, которые приходили к человеку на пути его эволюционного развития, всё, что клонится к благородству, к истинному религиозному чувству, к справедливости, к неэгоистической любви, к милосердию, к симпатии — всё это идёт из медленно раскрывающегося духовного ума. Идея братства человечества пришла к человеку таким же путём. Всё знание великих оккультных истин только этим путём могло достигнуть ума человека. Постижение Я, идею которого рассматривалась в статье Познание истинного Я – путь к совершенному знанию, идёт к нам от духовного ума, стремящегося раскрыть своё содержание нашему обыденному сознанию.

Но даже эта великая и удивительная часть ума есть только орудие — необыкновенно тонкое и сложное, но всё-таки это орудие истинного Я или истинного существа человека.

Рамачарака

Авторская колонка

Рамачарака

Рамачарака - Уильям Уокер Аткинсон (1862 – 1932) – американский адвокат, коммерсант, издатель, писатель, а также оккультист. Известен под литературными псевдонимами Терон Дюмонт, Йоги Рамачарака и другими.

Родился в Балтиморе, Мэриленд, 5 декабря 1862 года. Работал в торговле с 15 лет, вероятно, помогая отцу. Начал деловую карьеру в 1882 году, в 1984 был принят в коллегию адвокатов Пенсильвании.

Аткинсон увлёкся идеями движения Новое мышление, которые помогли ему преодолеть упадок сил, вызванный переутомлением и стрессом. Переехав в Чикаго, участвовал в издании ряда журналов, писал статьи и книги. Во время последующей карьеры писал и публиковался не только под собственным именем, но и под различными псевдонимами. Неизвестно, признавал ли он авторство этих работ, но публиковались они издательствами, имеющими общий адрес, и в журналах, редактором которых был сам Аткинсон.

В 1890-х увлёкся индуизмом, после 1900 года посвящал значительные усилия распространению йоги и восточного оккультизма. Никаких свидетельств о поездках Аткинсона в Индию или о его общении с учителями йоги в США не сохранилось.

Скончался 22 ноября 1932 года в Лос-Анджелесе, Калифорния. Спустя много лет после его кончины в 1932 году, книги Йога Рамачараки продолжают оставаться источником полезной информации для всех, кто начинает изучать философию и практику йоги. Считается автором 105 работ. Наиболее известные: Рамачарака « Миросозерцание индийских йогов», «Мистическое христианство», Аткинсон «Закон привлечения и сила мысли».

Взаимодействие умов

Существует ряд упражнений, которые способствуют отделению Я от ума или от его состояний. Каждая часть ума, каждое его проявление, каждая функция — по-своему хороши и необходимы. Вы не должны думать, что цель статьи обесценить в ваших глазах деятельность ума, наоборот, только пользуясь своим умом, мы способны достигать знания своей собственной природы и своего истинного Я. Постепенный прогресс через многие промежуточные стадии может совершиться только путём развития и совершенствования умственных способностей человека.

Человек в настоящее время пользуется только низшими и несовершенными частями своего ума, и внутри его душевного мира лежат большие неизведанные области, которые далеко превосходят всё, о чём только мог грезить человеческий ум. И частью задач Раджа Йоги является помощь раскрытию этих высших способностей, открытию новых областей душевного мира. И поэтому, не ограничиваясь только одним описанием ума и его деятельности, учителя Раджа Йоги стремятся главным образом заставить признать силы и возможности, заложенные в уме, и направить человека, изучающего Йогу, по правильному пути к раскрытию этих сил.

И только при помощи ума излагаемые здесь учения могут быть схвачены, поняты и использованы с наибольшей выгодой. Вы способны заставить свой ум с интересом раскрыться перед тем, что сойдёт в нем из его собственной высшей области. Ваш интеллект способен направить всё своё внимание на это необыкновенно важное дело. Это важно для того, чтобы интеллект не ставил препятствий истинам, готовым проникнуть в него из области духовного ума, знающего Истину.

Автор:   Рамачарака
Рубрика:   Анатомия Йоги
Источник:   yogatrain.ru

Еще статьи из рубрики "Анатомия Йоги":

Статьи (26/160)
Статья Автор
Сердечная Йога. Пять уровней тела. Майкл Роуч 1527
Восемь тел человека (по Гуру Ар Сантэму) 1464
Система тонких тел и карма Шанти Натхини 3071
Физическое тело Елена Писарева 2068
Эфирное тело человека Елена Писарева 6138
Астральное тело человека Елена Писарева 15772
Ментальное тело человека Елена Писарева 4201
Высшее начало человека - Бессмертная душа Елена Писарева 1950
Энергетическое равновесие человека 3015
Ведическое знание Аюрведа и Йога Дэвид Фроули 1337
Секреты работы асан Йоги 3304
Каузальное тело Сергей Киризлеев 867
Хатха-Йога, целостность и принципы системы Андрей Сидерский 3555
Манипура - третья чакра человека Ольга Тарабашкина 3315
Аура - восьмая чакра человека Ольга Тарабашкина 3248
Анахата - четвертая чакра человека Ольга Тарабашкина 5167
Муладхара - первая чакра человека Ольга Тарабашкина 3240
Свадиштана - вторая чакра человека Ольга Тарабашкина 1480
Вишудха - пятая чакра человека Ольга Тарабашкина 3174
Ажна - шестая чакра человека Ольга Тарабашкина 2789
Сахасрара - седьмая чакра человека Ольга Тарабашкина 1884
Чакры человека Ольга Тарабашкина 3882
Семь тел человека – самореализация при жизни Ошо 4275
Пять Слоёв – Тела человека Ошо 1378
Жизненная сила и Йога Рамачарака 2042
Виды духовного состояния Самадхи Шри Чинмой 482
© 2011-2015 YogaTrain.ru все права защищены