Разделы
X
Категории
X
Авторы
X
Искать в описании

Алгоритм выполнения асан на гибкость и растяжку

Во время выполнения асан любого типа, требуется соблюдать состояние сознания торможения ментальной активности – «читта вритти ниродхо» (в дальнейшем по тексту ЧВН). При практике асан на растяжку и гибкость следует придерживаться следующего алгоритма выполнения.

Явные ощущения, возникающие при выполнении асаны, нужно последовательно растворять до тех пор, пока они не станут фоновыми, маневрируя формой, релаксацией и временем выдержки. Если ощущение не уходит – форму нужно упростить. Неприятные ощущения – это сигнал перегрузки, боль – состоявшаяся травма.

Уштрасана - Поза Верблюда

Итак, выполняя асану, сгибаемся до первого ощущения. Как только оно начинает возникать – неважно где – следует остановиться и застыть, намеренно расслабляя мышцы. Если оно начинает «таять» – это правильно. Затем в теле может возникнуть самопроизвольное движение (улучшение формы), нужно позволить ему продолжаться (либо согнуться произвольно, выбирая возникшую «слабину») до касания к новому ощущению (в том месте, где оно было вначале или нет – всё равно), и растворение повторить. Если очередной «гвоздь» ощущения устранить не удаётся ни мышечной, ни ментальной релаксацией, и спонтанного «прироста» формы больше нет, значит, тело пришло к абсолютному на сегодняшний день её пределу.

Вообще асану не нужно делать в обычном понимании этого слова (хотеть, чтобы получилось как на картинке, стараться, измысливать способы сделать лучше, ждать, когда же, наконец, получится, понукать тело согнуться силой), в ней нужно просто быть. Невероятно просто – когда к этому придёшь. И практически необъяснимо на словах. В асане не нужно думать, её следует ощущать как завершённую, неподвижную и комфортную целостность.

Ментальная релаксация. Когда удалось разобраться с ощущениями в теле, необходимо очистить ум. Отрелаксировать сознание – это значит, избавиться от мыслительного процесса, как в целенаправленной, так и непроизвольной его формах. Если это удалось, возникает начальная стадия ЧВН. Прежде всего, нужно «выключить» произвольную ментальную деятельность (не думать ни о чём нарочно), а затем избавиться и от автономной работы ума, чтобы в итоге ментальное пространство стало пустым. Для этого нужно:

Халасана - Поза Плуга

Пусть мысли «тасуются» сами по себе, нужно как бы отойти в сторону, отпуская их на самотек (в какой бы то ни было форме – картинки, голос, диалог, монолог, смесь всего этого). Если к тому, что происходит в ментальном пространстве отнестись равнодушно, оставаясь безразличным свидетелем происходящего, произвольная активность ума сначала «выцветает» и потом и замирает – наступает начальная стадия ЧВН. Конечно, если с мышечной релаксацией и ощущениями при хорошем раскладе можно разобраться за полгода, то с ментальной всё обстоит намного сложнее.

Если не получается дистанцироваться от спонтанной суеты ума, нужно экспериментировать: скажем – привязать внимание к дыханию, непрерывно ощущая касание воздуха в ноздрях на вдохе - выдохе (аналогично випассане). Если это не подходит – наблюдайте дыхательные движения живота или грудной клетки. Если не получается и это, вы сбиваетесь на дыхательный контроль (чего быть никак не должно!), можно ощутить лицо или отдельные его участки – подчелюстную мышцу, лобную, шею, или удерживать внимание на каких-то наиболее сенсибилизируемых местах (точках) тела.

У свободно видящих образы, а также людей невротического склада глазные яблоки находятся в беспрерывном движении. Если от него как-то избавиться (например – трижды очень медленно проведя глазные яблоки, при закрытых глазах, слева – направо, через верх), активность сознания сразу падает. Другой способ – отпустить (расслабить) закрытые глаза где-то вверху, в глубине головы, после чего они ещё больше запрокидываются назад и кверху, становясь неподвижными. Нижняя челюсть при этом немного отвисает, кончик языка уходит вперёд к разжатым зубам, в коже лба появляется тяжесть и лицо становится обмякшим. Если соблюдать этот приём как в асанах, так и в промежутках между ними (как ни странно, он даже лучше получается в «стоячих») сознание тормозится. Но волевым образом остановить движение глаз нельзя, это усилит внутреннее напряжение. Только если оставить их в покое, со временем они сами найдут удобное положение и перестанут мешать падению тонуса сознания.

Если любая попытка привязать внимание к телу не влияет на спонтанную ментальную суету (белый шум), можно попробовать вспомнить момент засыпания. Как бы то ни было, получив гарантированный доступ в состояние между сном и бодрствованием, асаны следует с начала до конца занятий в этом предмедитативном состоянии и практиковать. При этом возникает важнейший эффект – временное понижение степени сложности системы. Именно оно даёт «зелёный свет» процессу общей регенерации, в результате чего постепенно устраняются все разрешимые (по состоянию) проблемы, как известные, так и неизвестные субъекту. И лишь после сброса вытесненного травматического материала, после того как система очистится и придёт в устойчивое равновесие, наступает душевный покой (оптимальное состояние психосоматики). С этого момента жизнь человека (его судьба) сворачивает на иной путь, радикально отличающийся от того, который имел бы место без йоги.

Маричиасана - Поза мудреца Маричи

Бывает и так что репрезентация имеет весьма специфические особенности, например раздвоение. Человек говорит: одной частью сознания я расслабляюсь, растворяю ощущения, соблюдаю технику асан. А в другой его части одновременно с кем-то что-то обсуждаю, решаю и так далее. Что делать с этим? Каковы бы не были особенности ментального пространства, какие бы не возникали фокусы с автономной работой ума, закон один: нужно неизменно, раз за разом возвращать внимание в тело и пытаться закрепить его там. Это похоже на то, как ребёнок учится ходить: проковылял шаг, два, три – упал. Снова поднялся и пошёл – снова упал. И так сотни раз, пока рано или поздно действие не начнёт получаться. Иногда определяются сугубо индивидуальные признаки, сопровождающие наступление ментальной релаксации. Например, у одного из моих пациентов через год с лишним практики сознание начало «отъезжать», при этом в определённых местах между переносицей и скулами на коже возникали две симметричные горячие точки. Впоследствии, разогревая их сознательным «усилием», он тут же получал изменённое состояние сознания и молчание ума.

Оно сопровождается «исчезновением» дыхания, которое становится незаметным и не проступает в восприятии, что бы вы ни делали с телом. Кроме того, значительно убыстряется субъективный ход времени. Ментальная релаксация всегда существенно углубляет и физическую.

Виктор Сергеевич Бойко

Авторская колонка

Виктор Сергеевич Бойко

Советский и российский исследователь йоги, терапевт. Реставратор оригинальной технологии йоги Патанджали, автор книги Йога: искусство коммуникации, создатель Школы йоги Виктора Бойко.

Доказал, что в практике йоги необходимо соблюдать принципы, изложенные в её первоисточнике, Йога-сутрах Патанджали: неподвижность, удобство, расслабление, создание условий для остановки мыслительной деятельности и - базисный — непричинение вреда: отсутствие отрицательных ощущений, как во время занятия, так и вследствие него.

Доказал полную независимость прикладной технологии йоги от идеологических и религиозных учений. Сторонник принципа йога для жизни, а не жизнь для йоги. Много работает над обучением людей пожилого возраста, а также обладателей различных заболеваний опорно-двигательного аппарата, внутренних органов и нервной системы. Выступает против принесения в жертву отечественной культуры ради модных веяний из-за рубежа.

По материалам книги Виктора Бойко "Йога. Искусство коммуникации.".

Рубрика:   Практика
Источник:   yogatrain.ru

Еще статьи из рубрики "Практика":

Статьи (22/160)
Статья Автор
Шавасана, освоение релаксации в йоге Марианна Горошетченко 4054
Йога Нидра - техника выполнения упражнения 4432
Ошо, Динамическая Медитация 1977
Пашимоттанасана, подробное знакомство с асаной Денис Волков 2802
Учимся выполнять Саламбу Сарвангасану - Стойку на плечах 4127
Аффирмации как дополнительный инструмент в Йоге 1583
Чандра Намаскар - Приветствие Луне Андреа Феретти 12797
Базовые упражнения Пилатеса Кадничанская Василя 1775
Халасана, подробное знакомство с асаной 2042
Комплекс Йоги укрепляющий брюшной пресс Роберто Айяби 2988
Выполнения силовых асан в Йоге Виктор Сергеевич Бойко 5262
Полное дыхание йогов, техника выполнения и рекомендации Виктор Сергеевич Бойко 14558
Ширшасана - рекомендации новичкам для выполнения асаны Виктор Сергеевич Бойко 14703
Кундалиний Йога - Занятие Ольга Тарабашкина 1600
Методика расслабления в Йоге Свами Сатьянанда Сарасвати 4028
Пранаяма, правила выполнения Свами Сатьянанда Сарасвати 2648
Йога, техника выполнения медитации Свами Сатьянанда Сарасвати 2851
Влияние работы на человека, позиция Йоги Свами Сатьянанда Сарасвати 1440
Сурья Намаскар - Приветствие Солнцу Свами Сатьянанда Сарасвати 4430
Искусство переменного дыхания в Йоге Свами Шивананда 1066
Дыхание в медитации Шри Чинмой 423
Безмолвный ум в медитации Шри Чинмой 428
© 2011-2015 YogaTrain.ru все права защищены